Замоскворецкий суд признал законным установление 14-летнего запрета на въезд стендап-комика в Россию.
21 марта 2022 года Замоскворецкий районный суд Москвы отклонил административный иск стендап-комика Идрака Мирзализаде к МВД России о сокращении срока нежелательности пребывания на территории страны.
Решение о нежелательности пребывания гражданина Республики Беларусь Мирзализаде на территории России было принято 27 августа 2021 года на пожизненный срок. Однако в октябре Замоскворецкий районный суд Москвы обязал МВД установить "разумный" срок запрета на пребывание. Решение суда устояло и в вышестоящей инстанции, и 3 февраля 2022 года МВД сократило срок запрета на пребывание Мирзализаде в стране до 14 лет. С точки зрения защиты артиста, МВД должно было ограничиться сроком, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП, то есть одним годом.
Поводом для выдворения Мирзализаде в 2021 году послужило то, что он допустил в публичном выступлении "выражения, возбуждающие ненависть и вражду по отношению к лицам русской национальности, унижающие их человеческое достоинство". 9 августа Мирзализаде был назначен административный арест на десять суток по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение национальной ненависти), а 11 августа Мосгорсуд утвердил это решение.
Дело в отношении Мирзализаде было возбуждено 30 июля 2021 года прокуратурой Центрального административного округа Москвы. Поводом стали его высказывания в выпуске шоу "Разгоны" на YouTube, который вышел 1 марта 2021 года. В беседе с другими комиками Мирзализаде говорил о сложностях, с которыми сталкиваются "неславяне" при поиске жилья. При том он рассказал, как с другом, выходцем с Кавказа, выбрасывал грязный матрас, свидетелем чего стал сосед по дому, выказавший презрительное отношение к ним. Мирзализаде отметил, что загрязнили матрас пользовавшиеся им русские жильцы, а также выразил мнение, что сосед по дому, также этнический русский, не имел морального права заведомо негативно относиться к нему и его другу. За это высказывание комик столкнулся с травлей и стал жертвой нападения.
Мы полагаем, что для преследования Мирзализаде не было достаточных оснований. Его выступление, пускай и имеющее несколько провокационную форму, было посвящено критике ксенофобии, с которой сталкиваются выходцы с Кавказа, причем в своем рассуждении комик прямо подчеркивал негативное отношение к национализму. Кроме того, длительный (а тем более пожизненный) запрет на въезд в страну за административное правонарушение представляется нам необоснованно жесткой мерой.