Новости по теме

Начался суд по делу 16 Свидетелей Иеговы в Таганроге

20 мая 2013 года в Таганрогском городском суде состоялись предварительные слушания по делу 16 Свидетелей Иеговы, обвиняющихся по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации), ч. 2.  ст. 282.2 УК РФ (участие в деятельности экстремистской организации) и ч. 4 ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления). Слушание дела по существу назначено на 30 мая.

Напомним, преступление, по версии следствия, заключалось в том, что обвиняемые, "заведомо зная" о запрете и ликвидации таганрогской общины Свидетелей Иеговы, продолжили ее работу.

С нашей точки зрения, преследование таганрогской общины Свидетелей Иеговы неправомерно.

29 мая 2013 года нам стало известно содержание обвинительного заключения по делу. В этом огромном по объему документе (около 5 тысяч страниц) перечислено множество деяний, инкриминированным обвиняемым, многие из которых никак не могут быть отнесены к "экстремизму" (например, отказ от переливания крови или службы в вооруженных силах). Обвинение же по ст. 282.2 УК сводится к участию в собраниях религиозной группы и использованию религиозных текстов – то есть совершенно невинным действиям, что вызывает вопрос о правомерности запрета организации.

О том, что в действиях обвиняемых содержался некий "экстремизм", в том числе "унижение других религий", известно из оценок эксперта – таганрогского религиоведа Владимира Сторчака. Однако эксперт грубо нарушает УПК, давая правовые оценки высказываний вместо религиоведческих, что делает его свидетельство ничтожным. Кроме того, "унижение других религий" очевидно не образует состав преступления; напомним, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности", "под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц". Возможно, обвиняемые совершали нечто, подпадающее под эту формулировку, но из текста обвинительного заключения об этом узнать нельзя.

Кроме того (редчайший в современной правоприменительной практики случай), к ко всем обвиняемым применено отягчающее обстоятельство по п. "е" ч. 1 ст. 63 УК, то есть совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. При этом сам мотив религиозной ненависти или вражды в документе никак не доказывается.

Ссылки на данную статью [17]