Проблемы реализации свободы совести в России в апреле – июне 2016 года

Мы публикуем ежеквартальный обзор Центра "Сова", посвященный проблемам реализации свободы совести в России в апреле - июне 2016 года. Обзор основан на материалах новостей, публиковавшихся на нашем сайте. О неправомерном применении антиэкстремистского законодательства в религиозной сфере см. подробнее в ежемесячных обзорах на эту тему. Предыдущий обзор можно прочитать тут



Правовое регулирование, касающееся религиозных организаций

Наиболее заметным событием стало принятие Госдумой 24 июня 2016 года во втором и третьем чтениях пакета законопроектов Ирины Яровой – Виктора Озерова, в который перед вторым чтением были внезапно и в нарушение порядка рассмотрения законопроектов внесены поправки об ограничении миссионерской деятельности. Поправки в закон «О свободе совести и религиозных объединениях» вводят понятие «миссионерской деятельности», подразумевая под ней распространение религиозным объединением (то есть организацией или группой) информации о своем вероучении с целью вовлечения новых участников. Следует признать, что такое определение непонятно чуть ли не в каждом своем слове. Поправки ограничивают список тех, кто может проповедовать. У религиозных организаций без проблем проповедовать могут «руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации». Для остальных ведение миссионерской деятельности от имени религиозной организации возможно только при наличии специального разрешающего документа, подтверждающего, в частности, «факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом». Аналогично описывается миссионерство со стороны религиозных групп, но только зарегистрировавшихся, так что, представители не имеющих регистрации религиозных групп проповедовать и вовсе не имеют права. Правда, специальные разрешения не требуются для миссионерства на собственных земельных участках организации, на кладбищах и т.п. Кроме того, законопроект налагает запрет на миссионерство на участках, принадлежащих другим религиозным организациям, и почему-то еще в жилых помещениях.

Больше всего от этого закона пострадают протестанты и представители новых религиозных движений – как наиболее активные миссионеры, хотя касаются ограничения всех верующих: без удостоверения теперь и православный не имеет права призывать прийти в церковь, и мусульманин не может призывать прийти в мечеть. Учитывая, что поправки содержат много нечетко прописанных моментов и оставляют значительный простор для интерпретации, нет сомнения, что при их применении неизбежны злоупотребления.

Кроме поправок в закон о свободе совести в рамках законопроекта Яровой – Озерова на рассмотрении Госдумы находились и другие законопроекты, направленные на регулирование миссионерской деятельности: в апреле в Думу был внесен подготовленный членом Совета Федерации от Мурманской области Игорем Чернышенко проект поправок в закон о свободе совести. Представленные еще в феврале Архангельским областным собранием депутатов аналогичные поправки так и дошли даже до первого чтения. Таким образом, включение сходных поправок в «антитеррористический пакет» оказалось способом протащить их в обход содержательного обсуждения, которого антимиссионерские поправки ранее никогда не выдерживали.

Продолжаются попытки ограничить миссионерскую деятельность и в регионах. В мае законодательное собрание Ямало-Ненецкого автономного округа окончательно приняло законопроект о миссионерской деятельности. Законопроект обязывает миссионеров уведомлять государственные органы о начале своей деятельности, предоставлять программу выступления и аудио- и видеоматериалы. Для нарушивших эти требования предусмотрено административное наказание в виде штрафа.


Отказ в регистрации и ликвидация религиозных объединений

В течение описываемого периода в нескольких регионах суды выносили решения по вопросу о ликвидации религиозных организаций. В большинстве случаев речь шла о Свидетелях Иеговы, которых систематически преследуют по явно ложным обвинениям в экстремизме.

В июне местные религиозные организации Свидетелей Иеговы были признаны экстремистскими и ликвидированы в Орле и Старом Осколе. Верховный суд России отклонил апелляции местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы Белгорода и Старого Оскола и оставил без изменения февральские решения судов первой инстанции об их ликвидации за осуществление экстремистской деятельности.

Архангельский областной суд отказал областной прокуратуре, требовавшей ликвидировать местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы как экстремистскую. Однако не согласные с выводами суда депутаты областного законодательного собрания обратились с требованием запретить деятельность Свидетелей Иеговы на территории области к министру юстиции РФ.

Тюменским Свидетелям Иеговы удалось добиться отмены решения о ликвидации местной организации. В апреле Верховный суд РФ удовлетворил апелляционную жалобу и отменил решение Тюменского областного суда от 16 октября 2015 г. о признании общины экстремистской.

В июне Верховный суд РФ оставил без удовлетворения апелляционную жалобу Саентологической церкви Москвы, подтвердив решение Московского городского суда от 23 ноября 2015 г. о ликвидации этой религиозной организации. Верховный суд согласился с мнением Мосгорсуда о несоответствии устава и деятельности этой организации закону «О свободе совести и религиозных объединениях» и ст. 28 Конституции РФ, гарантирующей свободу совести и вероисповедания. Нарушения Мосгорсуд, а вслед за ним и Верховный суд усмотрели в том, что, во-первых, церковь вела свою деятельность в Петербурге, несмотря на то, что в уставе организации указана Москва; во-вторых, в том, что название «саентология» зарегистрировано как товарный знак, следовательно, организация не может считаться религиозной. Суд опирался на экспертное заключение, что саентологию нельзя считать религией, и это заключение вызвало масштабную критику религиоведческого сообщества.



Конфликты вокруг строительства культовых зданий

Количество конфликтов, возникающих вокруг строительства храмов, остается по-прежнему высоким, и большинство из них - как и раньше -касается православных храмов. В Москве продолжалось противостояние сторонников и противников строительства храма в московском парке «Торфянка». Несмотря на то, что решением суда строительство было перенесено в другое место и возведение храма там уже началось, стройплощадка на территории «Торфянки» не ликвидирована, и православные активисты продолжали проводить «молитвенные стояния» на месте предполагаемого места строительства, вынуждая защитников парка продолжать дежурства. Несколько раз доходило до физического противостояния. В апреле активисты движения «Сорок сороков» вновь напали на защитников парка, пострадали экоактивист Сергей Макаркин, жительница района и заступившийся за нее помощник депутата Госдумы от КПРФ Александра Потапова Владислав Кузнецов. Последнему даже понадобилась медицинская помощь. В мае сторонники строительства сообщили о нападении на священника Олега Шалимова, настоятеля храма, строительство которого было перенесено из «Торфянки» на другой участок. Однако видеоролик, на который они ссылались, демонстрирует лишь попытку местных жителей убедить священника не нарушать правила при парковке.

В июне двое участников одиночных пикетов против строительства были задержаны возле здания мэрии.

Протесты против строительства храмов в зеленых зонах отмечались и в других районах Москвы. Например, местные жители пожаловались в полицию на незаконное строительство храма в парке у Головинских прудов. В мае, когда на стройплощадку был привезен каркас будущего храма, представитель движения «Сорок сороков» выбил телефон из рук пожилой женщины, пытавшейся снимать процесс монтажа.

Жители московского района Нагатино-Садовники протестуют против строительства храма в парке «Садовники».

Подобные конфликты происходили не только в Москве. Против строительства церковных объектов на территории парков протестовали жители Обнинска, Омска, Иркутска, Воронежа и Саратова. Жители Тольятти, с 2014 года протестующие против появления православного подворья и воскресной школы на месте спортивной площадки, в июне демонтировали часть церковного забора и красной краской написали на оставшейся части забора «Линия президента – развитие массового дворового спорта».

В некоторых случаях местные власти поддерживали протестующих. Так, депутаты городской думы Читы в мае проголосовали против строительства в парке МЖК, поддержав жителей, с 2015 года выступавших против застройки парка.

А вот в Краснодарском крае, несмотря на протесты населения, Новороссийская епархия получила полный пакет разрешительной документации, необходимой для строительства храмового комплекса в Суджукской лагуне.

Протесты были связаны и со строительством мусульманских объектов, но мотив у протестующих обычно был другой. В Уфе участники общественных слушаний высказались против строительства мусульманского центра при мечети «Ар-Рахим» («Муслим-сити»). Против выступили православные активисты, местные жители и историки, а также представители общественного движения «Архзащита». В числе аргументов противников строительства была угроза сохранности девяти памятников старины, находящихся на территории будущего мусульманского центра.

Противники же строительства мечети в Перми мотивировали свое несогласие тем, что появление этого культового здания может повлечь за собой наплыв мигрантов.

Кроме того, националистически настроенные жители Перми продолжали протестовать против строительства еврейского общинного центра, включающего в себя и синагогу. Участок для строительста хасидской общине был выделен еще в марте, но противники строительства продолжили устраивать пикеты против предоставления земли «секте» с «сомнительной репутацией». В июне одну из организаторов этих акций, националистку Елену Зыкину вызвали в Следственный комитет.



Конфликты, касающиеся искусства и «чувств верующих»

В описываемый период было вынесено несколько приговоров по делам об оскорблении религиозных чувств.

Кировский районный суд Екатеринбурга 12 апреля признал «магистра вуду» Антона Симакова виновным по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих) и направил его на принудительное лечение. Оскорблением чувств православных суд счел магический обряд, в который Симаков включил несколько используемых Православной церковью предметов с целью навести порчу на власти Украины.

Дзержинский районный суд Оренбурга 26 апреля подтвердил февральский приговор преподавателю Оренбургского государственного медицинского университета Сергею Лазарову, оштрафованному по той же статье за публикацию в 2013 году статьи «Злой Христос».

В Кировской области по той же статье в июне были осуждены жители города Сосновка Константин Казанцев и Рустем Шайдуллин, повесившие самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест. Они были приговорены к обязательным работам по 230 часов каждый.

Все эти приговоры мы считаем неправомерными.

Еще одно дело об оскорблении религиозных чувств было возбуждено в апреле в связи с инцидентом в Элисте, где приехавший на соревнования дагестанский спортсмен Саид Османов зашел в буддийский храм, помочился там и ударил ногой в нос статую Будды, а видео с записью акта вандализма опубликовал в интернете. Этот поступок вызвал возмущение местных жителей. Несмотря на то, что спортсмен извинился, в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 148 УК РФ, а затем было предъявлено еще одно обвинение – по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды).

В июне в суд было передано дело православной активистки Людмилы Есипенко. За участие в погроме на выставке скульптур Вадима Сидура в московском Манеже в 2015 году, организованной группой «Божья воля», ей предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей). Признанное потерпевшей стороной правительство Москвы подало к Л. Есипенко гражданский иск на сумму 1 169 802 рубля за порчу экспонатов (эта сумма включает в себя первоначальную стоимость экспонатов – 196 тыс. – и расходы на восстановление испорченного). 

Другие защитники религиозных чувств продолжали выступать против различных культурных мероприятий, иногда добиваясь их отмены или цензуры. Популярной мишенью православных активистов по-прежнему остаются рок-концерты. В Краснодаре и Екатеринбурге по требованию православных были отменены концерты «сатанинских» групп – австрийской «Belphegor» и американской «Nile», а в Москве – концерт группы «Батюшка». Уфимские православные выступали против концерта британской группы «Cradle Of Filth».

Организаторы квеста «Ад Данте» по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери в новосибирском Музее мировой погребальной культуры, соседствующем с крематорием, вынуждены были отменить мероприятие из-за протестов представителей Русской православной церкви. Православные ревнители пожаловались в прокуратуру на «осквернение мест захоронения» (ст. 244 УК РФ).

А глава «Православной миссии по возрождению духовный ценностей русского народа» пожаловался в Генпрокуратуру на трейлер фильма Алексея Учителя о Матильде Кшесинской, съемки которого еще не закончились. Заявитель обвинил режиссера в клевете на «царя-мученика», возбуждении ненависти и оскорблении религиозных чувств.

В течение исследуемого периода мы зафиксировали большое количество фактов неправомерного применения антиэкстремистского законодательства, в том числе и по отношению к религиозным организациям. Чаще других злоупотребления в этой сфере касались Свидетелей Иеговы и мусульманских групп.

Свидетелей Иеговы и их общины часто штрафовали по ст. 20.29 КоАП (хранение экстремистских материалов в целях массового распространения). Например, Абаканская община была оштрафована по этой статье на 150 тыс. рублей, Саранская община – на 100 тыс. рублей. Главе биробиджанской общины Свидетелей Иеговы не удалось оспорить вынесенное ранее постановление о штрафе.

Суды продолжали признавать экстремистскими издания Свидетелей Иеговы, обосновывая свое решение тем, что в них утверждается исключительность их религиозного учения. В частности, Серовский районный суд Свердловской области признал экстремистской брошюру Свидетелей Иеговы «На самом ли деле Бог заботится о нас?».

Общинам Серова, Кирово-Чепецка Кировской области, Чапаевска Самарской области и Тихорецка Краснодарского края не удалось оспорить вынесенные ранее прокурорские предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности.

Несколько приговоров в течение этого периода было вынесено последователям «Хизб ут-Тахрир», обвиняемым в преступлениях террористического характера, что, как мы не раз отмечали, является неправомерным, если речь идет об обвинении только на основе обычной партийной деятельности. В частности, такие приговоры были вынесены в Челябинске и Самаре. Верховный суд РФ подтвердил законность приговоров последователям «Хизб ут-Тахрир» в Челябинске и Петербурге, в соответствии с которыми жители Челябинска, признанные виновными по чч. 1, 2 ст. 205.5 УК РФ (организация и участие в деятельности террористической организации) были приговорены к лишению свободы сроком от 5,5 до 17 лет, а петербуржец – на 12,5 лет. Возбуждались и новые дела по обвинению в сотрудничестве с «Хизб ут-Тахрир»; массовые задержания по таким делам проходили, в частности, в Крыму.

Продолжалось и преследование последователей турецкого богослова Саида Нурси. Например, 18 мая за распространение его книг Советский районный суд Челябинска приговорил 31-летнего местного жителя Якова Целюка к двум годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком и ограничением свободы на один год, признав его виновным по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации).



Обзор подготовлен в рамках проекта EIDHR/2014/348-053 «Противодействие всем формам дискриминации по признаку религии и убеждений в Российской Федерации», финансируемого Европейским Союзом, представленным Европейской Комиссией. 






Ссылки на данную статью [1]