Проблемы реализации свободы совести в России в январе – марте 2016 года

Обзор "Проблемы реализации свободы совести в России в январе – марте 2016 года"  основан на материалах новостей, публиковавшихся на нашем сайте. О неправомерном применении антиэкстремистского законодательства в религиозной сфере см. подробнее в ежемесячных обзорах.


В начале 2016 года получил продолжение ряд тенденций, отмеченных нами в 2015 году.


Проблемы со строительством и использованием культовых зданий

С января по март 2016 года, как и раньше, в разных регионах возникали конфликты вокруг строительства храмов, чаще всего – православных. Большинство из них было вызвано неудачным с точки зрения местных жителей выбором места для строительства.

Несмотря на судебное решение об отмене строительства храма в парке «Торфянка», конфликт там не прекратился. Сторонники строительства пытались провезти на площадку стройматериалы и нападали на защитников парка. В ночь на 13 февраля люди в масках избили пытавшихся помешать разгрузке стройматериалов местных жителей и распылили перцовый газ. 3 марта представители управы при поддержке полицейских демонтировали палатку, в которой дежурили защитники парка.

Конфликты вокруг строительства православных храмов отмечались и в других регионах. В Новороссийске продолжились массовые протесты против строительства Морского собора возле Суджукской лагуны. В феврале в отношении местной епархии был составлен протокол об административном правонарушении «в связи с допущенными нарушениями законодательства об объектах культурного наследия», поскольку строительство храма ведется сразу в двух охранных зонах - мемориального комплекса «Малая Земля» и археологического памятника «Турецкая крепость Суджук-Кале», а также граничит с третьей – памятником природы «Суджукская лагуна». Выяснилось, что у епархии есть разрешение на строительство в этом месте только часовни, а двухэтажный духовно-просветительский центр с храмом должен быть построен в другом месте. В связи с этим Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края направило в Октябрьский районный суд Новороссийска иск к епархии. До вынесения решения строительные работы были приостановлены.

В Екатеринбурге возобновились протесты против строительства храма св. Екатерины. Идея восстановления этого взорванного в 1930 году храма не находит одобрения у горожан с 2010 года. Под давлением общественности место строительства несколько раз переносили, теперь предполагается возвести храм на набережной реки Исеть. Противники строительства уверены, что это нарушит исторический облик архитектурного памятника - спортивного комплекса «Динамо», построенного в 1934 году в стиле конструктивизма, а также ухудшит ситуацию с парковкой и пробками в центре города. Начат сбор подписей под обращением к главе города с требованием не допустить строительства на этом участке.

Подписи против строительства храма собирают и жители Волгограда. Они опасаются, что строительство Александро-Невского собора в сквере на площади Павших борцов нарушит целостность архитектурной композиции площади, и предлагают городским властям подыскать другое место.

Конфликт вокруг строительства храма на территории парка развивается и в Чите. В январе участники общественных слушаний высказались против строительства храма в парковой зоне. Тот факт, что помимо храма предполагается построить гаражи, парковки и «жилые помещения для служителей», вызвал возмущение жителей района. В марте состоялись повторные слушания, в ходе которых примерно половина участников высказалась против строительства.

Против строительства храма протестовали и жители Северского сельского поселения Краснодарского края, желающие видеть на выделенном общине участке новую школу. Под давлением общественности администрация расторгла договор о предоставлении православному приходу земельного участка.

 

Протесты против строительства мечетей также наблюдались в разных регионах, однако причины недовольства протестующих были либо не связаны с защитой зеленых зон, либо градозащитный мотив был не главным. Так, например, жители Волжского Волгоградской области, инициировавшие сбор подписей против строительства мечети, упомянули об опасении вырубки деревьев, как это произошло при строительстве православного храма, но главной причиной протеста назвали создание «благоприятной среды для развития и появления в городе радикально настроенных элементов и исламского терроризма». 

Протестующие против мечети жители Хабаровска также выразили недовольство тем, что власти не согласовали с ними место и сам факт строительства, но акцентировали внимание на страхе перед возможной «криминальной активностью мигрантов».

 

Проблемы со строительством и использованием помещений для богослужений могут возникать, конечно, и без вовлечения местных жителей.

Абаканская исламская организация «Махалля» потерпела неудачу, пытаясь через суд добиться от администрации Абакана списка недочетов проектной документации, которые привели к приостановке строительства мечети в марте 2014 года. В феврале Абаканский городской суд отказал общине в удовлетворении иска.

В Свердловской области проблема с использованием помещений возникла у буддийской общины: областное Управление Федеральной службы судебных приставов объявило о сносе монастыря «Шад Тчуп Линг», действующего по соседству с Качканарским горно-обогатительным комбинатом с 1995 года. Решение о сносе монастыря Качканарский городской суд принял еще в 2014 году, поскольку выяснилось, что земельный участок, занимаемый монастырем, входит в санитарную зону карьера. Снести монастырь затруднительно, поскольку он расположен высоко в горах, а сама община разрушать постройки отказывается. В течение первых месяцев 2016 года выполнение судебного решения несколько раз откладывалось. 

 

Кроме того, нам известно о двух конфликтных ситуациях вокруг передачи религиозным организациям имущества. Жители Ростова-на-Дону протестовали против решения о передаче в собственность епархии здания детского театра кукол. Здание находившегося на месте театра храма принадлежало греческой общине, под его восстановление в начале 2000-х уже был выделен другой участок, и храм уже почти достроен. А жители Сарова Нижегородской области протестовали против передачи Дивеевскому монастырю здания детской поликлиники.

 

Конфликты, касающиеся искусства и «чувств верующих»

Активность борцов с «кощунственными» произведениями искусства и постановками за первые три месяца 2016 года была не очень заметной. Возможно, на снижение их энтузиазма повлияли меры, принятые в отношении погромщиков выставки в московском «Манеже»: административное наказание участники погрома понесли еще в 2015 году, а в начале 2016 стало понятно, что возбужденное по факту погрома уголовное дело по ст. ч. 1 ст. 243 (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей) вряд ли будет просто закрыто. В марте в рамках расследования была задержана и помещена под домашний арест активистка «Божьей воли» Людмила Есипенко.

Тем не менее, протесты православных активистов по поводу культурных мероприятий возникали. Например, в Краснодаре активисты «Православного союза», а в Москве – «Сорока сороков» выступали против выступления группы «Батюшка», объявив ее «сатанинской». В начале апреля группа из-за давления православных активистов даже была вынуждена отменить концерт в московском клубе.

Глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов на сайте «Православие на Северной земле» возмутился открывшейся в первый день Великого поста выставкой «Линия Любви. Эротизм в творчестве великих мастеров XX века» в Музее изобразительного искусства Архангельска. Священник усмотрел признаки порнографии в работах Эгона Шиле, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Пауля Вундерлиха. О. Евгений выразил сожаление, что организаторов выставки нельзя отдать под суд, но напомнил о возможности «жесткого прещения» на Страшном суде. Министр культуры Архангельской области Вероника Яничек в ответ напомнила священнику о конституционном праве на доступ к культурным ценностям. Выставка продолжила работу.

В то же время в указанный период до суда дошли несколько дел об оскорблении религиозных чувств, возбужденных по факту ранее произошедших инцидентов. В Екатеринбурге в суд было направлено дело «магистра магии вуду» Антона Симакова, обвиняемого по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих) за проведение в 2014 году магического обряда с целью воздействия на власти Украины. В обряде использовались кукла вуду и предметы, используемые в православной церкви при отпевании - погребальный покров, венчик, печатный экземпляр разрешительной молитвы и деревянный крест. Все эти предметы были окроплены кровью жертвенного петуха. В апреле Кировский районный суд Екатеринбурга отправил А. Симакова на принудительное лечение.

В Ставрополе начался суд над обвиняемым по этой же статье блогером Виктором Красновым, в 2015 году оставившим несколько грубых, в том числе антисемитских комментариев на местном сайте, в частности, он выразил негативное отношение к цитатам из Библии и заявил, что «Боха нет!».

Кроме того, Мосгорсуд оставил в силе вынесенное в сентябре 2015 года решение Таганского районного суда Москвы о правомерности предупреждения Роскомнадзора, вынесенного изданию «Сиб.фм» за публикацию изображения мужчин с головами Христа, Пушкина и Путина (известная композиция группы «Синие носы»). Суд решил, что в изображении содержатся «художественные средства уничижительного характера по отношению к каким-либо значимым религиозным деятелям, а также имеются выразительные средства, оскорбляющие или унижающие достоинство представителей религиозных конфессий и объединений (или религиозной группы)». 

 

Дискриминация религиозных организаций и граждан по признаку отношения к религии

Усиление «антисектантской» борьбы, отмеченное нами в 2015 году, продолжилось и в начале 2016. В частности, продолжились попытки законодательно ограничить деятельность религиозных организаций, не входящих в число «традиционной четверки».

Архангельское областное собрание депутатов внесло в Госдуму поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», аналогичные тем, что были приняты в 2015 году в самой Архангельской области. Законопроект вводит понятия «миссионер», «миссионерская деятельность», «информационная миссионерская деятельность», «организационная миссионерская деятельность» и наделяет субъекты федерации правом регулировать эту деятельность на своей территории.

Аналогичный проект был внесен на рассмотрение Законодательного собрания Свердловской области. В соответствии с этим документом, миссионер должен будет иметь документы, подтверждающие принадлежность к религиозному объединению, а проповедь будет возможно только на территориях соответствующих религиозных объединений. Требование сообщать властям о собственной принадлежности к религиозной организации и предоставлять программу пребывания распространяется и на миссионеров, приехавших из других российских регионов.

С инициативой разработки аналогичного законопроекта выступили несколько общественных организаций Кировской области.

 

В различных масс-медиа продолжали публиковаться «антисектантские» материалы. В частности, Российский союз евангельских христиан-баптистов расценил как разжигающий рознь репортаж петербургского «Пятого канала», посвященный высылке из России пастора Шея Фаунтейна (Билли Шеи), в котором авторы обвинили священнослужителя в шпионаже. Представители Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) тоже распространили обращение к журналистам в связи с недостоверными материалами о представителях этой религиозной организации. 

 

Группы граждан тоже время от времени препятствовали деятельности религиозных организаций. В ряде регионов, в частности, в Ставропольском крае, прошли акции протеста против Свидетелей Иеговы. В Кировской области прокуратура начала проверку деятельности этой организации по обращению активистов движения «Лев против», заявивших, что Свидетели Иеговы «подрывают основы государственности в Российской Федерации».

Кроме того, нам известен случай нападения на церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Эммануил» в Александрове Владимирской области. В январе двое неизвестных ворвались в здание церкви, избили находившихся там двоих прихожан, оскорбляли их, приставили к горлу одного из молодых людей нож и требовали сообщить, где находится пастор. При этом нападавшие выкрикивали фашистское приветствие, называли себя «исконно православными» и обещали «искоренить всяческих сектантов».

 

Злоупотребления в антиэкстремистской политике

В течение исследуемого периода мы зафиксировали большое количество фактов неправомерного применения антиэкстремистского законодательства, в том числе и по отношению к религиозным организациям. Чаще других злоупотребления в этой сфере касались Свидетелей Иеговы и мусульманских групп.

В феврале в Выборгском городском суде началось рассмотрение иска Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуры, требующей признать экстремистским материалом Библию в русском переводе Свидетелей Иеговы. Тираж Библии был задержан на таможне в 2015 году. 

В марте Ростовский областной суд оставил в силе обвинительный приговор, вынесенный Таганрогским городским судом 16 Свидетелям Иеговы в ноябре 2015 года. Четверо верующих были приговорены к условным срокам по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) и ч. 4 ст. 150 УК (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), еще 12 человек - оштрафованы по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в экстремистской организации). Суд признал, что осужденные, зная о запрете таганрогской общины, продолжали проводить молитвенные собрания и изучать религиозную литературу. 

В разных регионах сотрудники полиции и ФСБ проводили обыски в помещениях Свидетелей Иеговы с целью обнаружения экстремистской литературы. Такие обыски, в частности, проходили в Набережных Челнах, Ставрополе, Петропавловске-Камчатском, Саранске и городе Прохладный в Кабардино-Балкарии. В ряде случаев верующие утверждали, что найденная экстремистская литература была подброшена самими сотрудниками правоохранительных органов. В Кабардино-Балкарии община была оштрафована по ст. 20.29 КоАП (распространение экстремистской литературы или ее хранение с целью распространения). Кроме того, общине было вынесено предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. Штраф и аналогичное предупреждение было вынесено главе калужской общины Свидетелей Иеговы, а руководитель архангельской общины после очередного штрафа по ст. 20.29 КоАП обратился в Минюст с заявлением о самоликвидации городской организации. Руководителям биробиджанской и вилючинской организаций Свидетелей Иеговы предупреждения о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства выносились уже не в первый раз.

 

В разных регионах выносились приговоры за сотрудничество с «Хизб ут-Тахрир», причем по антитеррористическим статьям. Мы уже не раз говорили о том, что считаем неправомерным обвинение последователей этой организации в терроризме только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы и т.п.). Многих последователей «Хизб ут-Тахрир» приговаривали к большим срокам лишения свободы. Например, в Петербурге двое последователей этой организации были осуждены по ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации) и приговорены к лишению свободы в колонии строгого режима на 12,5 и 13 годам 4 месяцам. В Челябинске пять человек, признанные виновными по этой же статье и по ст. 278 УК РФ (приготовление к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти), были приговорены к лишению свободы сроком от 5,5 до 17 лет.

В разных регионах против подозреваемых в причастности к «Хизб ут-Тахрир» продолжали возбуждать дела о терроризме. В частности, в нескольких городах Татарстана в марте было возбуждено сразу 10 дел по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ, в рамках которых были задержаны 17 человек, из которых 13 были помещены под стражу либо домашний арест.

 


При подготовке доклада использовались средства, предоставленные в рамках проекта EIDHR/2014/348-053 «Противодействие всем формам дискриминации по признаку религии и убеждений в Российской Федерации», финансируемого Европейским Союзом, представленным Европейской Комиссией.

 

Комментарий:
Ссылки на данную статью [2]