Проблемы реализации свободы совести в России в июле - сентябре 2016 года

Мы публикуем ежеквартальный обзор Центра "Сова", посвященный проблемам реализации свободы совести в России в июле - сентябре 2016 года. Обзор основан на материалах новостей, публиковавшихся на нашем сайте. О неправомерном применении антиэкстремистского законодательства в религиозной сфере см. подробнее в ежемесячных обзорах на эту тему. Предыдущий обзор можно прочитать тут. 


«Антимиссионерские» поправки в действии


20 июля 2016 года вступил в силу пакет законов Яровой – Озерова. Принятые в составе этого пакета «антимиссионерские» поправки сразу же стали применяться на практике, причем только по отношению к представителям протестантских организаций и новых религиозных движений. Как и опасались противники этих поправок, их толкование правоприменителями оказалось весьма вольным и привело к злоупотреблениям.

1 августа Московский районный суд Твери оштрафовал на 50 тыс. рублей гражданина Республики Гана Эбенезера Туа, признав его виновным по ч. 5 ст. 5.26 КоАП РФ (осуществление иностранным гражданином миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). Нарушением был сочтен тот факт, что, будучи лидером группы христиан веры евангельской (пятидесятников) «Посольство Христа», он проводил богослужения и религиозные собрания без документов, предусмотренных новой редакцией закона о свободе совести документов. Поскольку группа не зарегистрирована, ее члены, разумеется, не могли предоставить документы, подтверждающие их религиозную принадлежность.

14 августа Железнодорожный районный суд Орла признал проживающего в городе гражданина США Дональда Оссерваарде виновным по той же статье и приговорил его к штрафу в размере 40 тыс. рублей. Поводом послужило то, что имеющий вид на жительство в России баптист Оссерваарде проводил в своем доме встречи по изучению Библии. В сентябре Орловский областной суд подтвердил это решение.

В августе власти Ноябрьска ликвидировали детскую площадку для прихожан, организованную при молельном доме евангельских христиан-баптистов. Проверяющие из прокуратуры, МЧС, администрации города и еще нескольких учреждений признали площадку лагерем и выдвинули организаторам ряд претензий. В частности, нарушением была признана близость к дому молитвы, поскольку из-за этого дети могли слышать проповеди и молитвы и имели доступ к религиозной литературе. На этом основании пастор Алексей Телеус был признан виновным по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях) и оштрафован на пять тысяч рублей.

31 августа мировой суд Сернурского судебного района Республики Марий Эл по этой же статье и тоже на пять тысяч рублей оштрафовал пастора Церкви христиан веры евангельской «Новое поколение» Александра Якимова за участие в празднике деревни Мари-Шолнер. Его выступление на фоне баннера «С праздником, моя деревня», на котором имелась надпись «Новое поколение», было расценено как миссионерская деятельность в не предусмотренном законодательством месте.

В сентябре по той же статье и на ту же сумму мировой суд Фрунзенского района Санкт-Петербурга оштрафовал архиепископа Реформаторской православной церкви Христа Спасителя (Украинская реформаторская православная церковь) Сергия Журавлева. В конце августа он проводил семинар для страдающих алкогольной и наркотической зависимостью в помещении еврейской мессианской общины «Новая надежда» и был задержан полицией за попытку «склонить еврейскую общину перейти в православие».

14 сентября Заводской районный суд Кемерова оштрафовал лидера семейного и женского служения в движении «Новое поколение» в Першотравенске и Харькове Ирину Тищенко, посетившую общины этого движения в Новокузнецке и Ленинске-Кузнецком. Несмотря на то, что в Новокузнецке и Ленинске-Кузнецком она не выступала вообще, а в Кемерове публично поздравила супругу пастора Андрея Матюжова с днем рождения, гражданку Украины признали виновной по ч. 5 ст. 5.26 КоАП РФ, поскольку у нее не было разрешения на ведение миссионерской деятельности. Однако церковь «Новое поколение» не зарегистрирована как религиозная организация и не уведомляла власти о своем существовании в качестве группы, т. е. такое разрешение выдать не могла.

27 сентября дело по ч. 4 ст. 5.26 КоАП было возбуждено в отношении самого пастора Андрея Матюжова – он был признан виновным и оштрафован уже в октябре.

Еще одно дело по этой же статье в августе было возбуждено в отношении руководителя бийской религиозной организации «Церковь свободных христиан адвентистов седьмого дня» Владимира Кнауба. Поводом для этого послужила передача церковной литературы сотрудникам администрации Майминского района Республики, что также было расценено как миссионерство в не предназначенном для этого месте и попытка вовлечения в религиозную организацию.

Единственный, кому в описываемый период удалось защититься от обвинения в незаконном миссионерстве, стал 25-летний кришнаит Вадим Сибирев. Дело по ст. 5.26 КоАП в отношении него было возбуждено в Черкесске после того, как один из жителей города пожаловался на то, что В. Сибирев подарил двум прохожим религиозную литературу. 15 августа 2016 года мировой суд судебного участка № 3 судебного района Черкесска прекратил дело, не усмотрев состава правонарушения. Дело совместно вели Центр «Сова» и юридический департамент Международного общества сознания Кришны.

 



Другие случаи дискриминации религиозных организаций и граждан по признаку отношения к религии

 

В июле сотрудники прокуратуры Забайкальского края сорвали протестантский фестиваль мира и надежды, организованный церковью «Спасение». Проведение фестиваля было согласовано с местными властями, однако в прокуратуре сочли, что в уведомлении не указаны цели мероприятия, и в отношении пастора возбудили дело по ч. 1 ст. 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). И.о. руководителя администрации получил представление с требованием устранить допущенные нарушения законодательства и привлечь виновных должностных лиц к ответственности, а пастору было вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

В конце августа из Петербурга был депортирован проживавший в России с 2005 года гражданин Украины Павел Дудченко - глава благотворительного фонда «Открытое сердце» и пастор евангельской церкви. УФМС еще в апреле отказало ему в выдаче вида на жительство и аннулировало выданное ранее разрешение на временное проживание в РФ, ссылаясь на то, что П. Дудченко в своих проповедях якобы выступал за насильственное изменение основ конституционного строя РФ.

В сентябре в Калуге были оштрафованы граждане США – супружеская пара пятидесятников Александра Уитни и Давид Козан, путешествующие по России как туристы вместе со своей несовершеннолетней дочерью. В ходе путешествия они зашли помолиться в церковь «Слово Жизни». По мнению представителей правоохранительных органов, туристическая виза, по которой граждане США въехали в Россию, не дает им права участвовать в богослужении. На каждого из супругов был наложен штраф в размере 3 тысяч рублей.

В конце сентября Таганрогский городской суд оштрафовал на 10 тысяч рублей члена местной кришнаитской общины Игоря Гайворонского. За проведение 22 июня религиозного шествия он был признан виновным по ч. 1 ст. 20.2 КоАП (нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).

А пастор баптистской церкви села Сузаново Оренбургской области Александр Демкин, обвинявшийся по ч. 2 этой же статьи за проведение детского праздника во дворе молельного дома, был оправдан. 23 сентября Новосергиевский районный суд постановил, что в действиях пастора отсутствует состав административного правонарушения.

 

Отметим также, что Саентологической церкви Москвы не удалось оспорить решение Мосгорсуда 2015 года о ликвидации: Конституционный суд не стал рассматривать жалобу религиозной организации.

 


Конфликты вокруг строительства культовых зданий


Строительство храмов, в первую очередь православных, по-прежнему вызывает конфликты во многих регионах. Ситуация вокруг строительства храма в московском парке «Торфянка», ухудшение которой мы отметили в предыдущем докладе, к сожалению, не улучшилась: в июле произошло несколько конфликтов между сторонниками и противниками строительства. Сначала неизвестные закидали так и не демонтированную строительную площадку зажигательной смесью. Затем православные активисты сообщили, что крест, установленный на площадке, кто-то облил некой жидкостью с едким запахом. Защитники парка отрицают свою причастность к произошедшему и полагают, что этот инцидент – не более чем провокация самих сторонников строительства. В конце месяца в ходе столкновения пытавшихся установить забор вокруг стройплощадки православных активистов и противодействовавших этому защитников парка пострадала пожилая местная жительница: одна из активисток ударила ее по лицу так, что потребовалось вмешательство медиков. По словам представителя движения «Сорок сороков», пострадал и охранник стройплощадки.

В августе полиция задержала 12 человек из числа противников строительства храма, проводивших акцию протеста в связи с истечением срока договора об использовании приходом участка в парке. Большинство задержанных были отпущены через несколько часов, а двое, Евгений Лебедев и Борис Федоров, провели ночь в отделении, а 29 августа по решению суда были оштрафованы за мелкое хулиганство на 500 рублей каждый. По словам сторонников строительства, защитники парк мешали им проводить молебен и пытались сломать поклонный крест.

Противостояние вокруг возведения православных храмов наблюдалось и в других районах Москвы. Один из сторонников строительства храма на берегу Химкинского водохранилища, находясь в состоянии алкогольного опьянения, избил защитника парка и сломал ему позвоночник. Жителям Тушина удалось остановить вырубку деревьев в парке на Лодочной улице, на месте, отведенном для будущего храма.

Против строительства храмов в зеленых зонах протестовали жители и других регионов, в частности, Ростова-на-Дону и Челябинска.

Иногда конфликты возникают вокруг строительства объектов, принадлежащих другим религиозным организациям. Например, жители Братска провели акцию протеста и начали сбор подписей против строительства церкви евангельских христиан и реабилитационного центра для страдающих алкогольной и наркотической зависимостью в парке микрорайона Южный Падун. 

А жители Перми начали сбор подписей против строительства исламского центра с мечетью. Около 70% участников проведенного в августе социологического опроса настроены против строительства. В этом случае основной мотив протеста – опасения, что появление исламского центра «будет способствовать дальнейшему формированию мигрантского анклава». Кроме того, пермские националисты продолжили протестовать против строительства религиозного центра общины «Хабад Любавич», включающего в себя синагогу. Противники синагоги закопали на выделенном общине участке голову свиньи, надеясь таким образом остановить строительство.

 


Злоупотребления в антиэкстремистской политике

 

Как и раньше, злоупотребления в сфере применения антиэкстремистского законодательства чаще всего касались Свидетелей Иеговы и некоторых мусульманских групп.

В июле Минюст обратился в суд с иском о запрете биробиджанской общины Свидетелей Иеговы как экстремистской. Иск этот был удовлетворен уже в октябре.

За распространение запрещенных брошюр по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов и их хранение в целях массового распространения) в исследуемый период были оштрафованы местные религиозные организации Свидетелей Иеговы в Нижнем Тагиле и Ставрополе, на 100 тысяч рублей каждая. Прокурорские предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности вынесены общинам Новороссийска и Саранска. Верующие настаивают, что в большинстве случаев запрещенная литература была им подброшена представителями силовых структур.

Кроме того, общине Свидетелей Иеговы в Серове Свердловской области не удалось оспорить февральское решение городского суда о признании экстремистской брошюры «Как появилась жизнь?». В августе Свердловский областной суд подтвердил запрет.

По-прежнему выносились приговоры последователям «Хизб ут-Тахрир» по террористическим статьям, при этом в ряде случаев осужденных приговаривали к длительным срокам заключения. В частности, Московский окружной военный суд 17 августа вынес приговор по делу «петербургской ячейки» «Хизб ут-Тахрир»: Карим Ибрагимов был приговорен к 17 годам, а Эльдар Рамазанов - к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима по ч. 1 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации), а Ильяс Кагиров - к 5 годам колонии общего режима по ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации).

Тот же суд 4 августа признал виновными по ч. 2 ст. 205.5 УКРФ Ришата Гирфанова, Данила Кунакбаева, Дениса Загитдинова и Василия Ткачева, приговорив каждого из них к 8 годам лишения свободы за участие в деятельности «Хизб ут-Тахрир».

7 сентября Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону вынес приговор четырем крымчанам. За причастность к «Хузб ут-Тахрир» Руслан Зейтуллаев признан виновным по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ и приговорен к 7 годам колонии общего режима, а Ферат Сайфуллаев, Рустем Ваитов и Юрий (Нури) Примов получили по 5 лет колонии общего режима по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ.

 

Мусульман в разных регионах периодически штрафовали за распространение литературы, по нашему мнению, признанной экстремистской неправомерно. Например, в сентябре Чудовский районный суд Новгорода оштрафовал по ст. 20.29 КоАП  на две тысячи рублей уроженца Чечни, распространявшего возле местного торгового центра среди прохожих книгу «Крепости мусульманина».

 

Кроме того, в сентябре в отношении екатеринбургского блогера Руслана Соколовского, было возбуждено дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти) и ч. 2 ст. 148 УК (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний).. Поводом для преследования послужили опубликованные им видеоролики. В одном из них был запечатлен процесс игры в PokemonGo в православном храме во время богослужения, на котором присутствовало несколько человек. Следствие усмотрело в этом состав ч. 2 ст. 148. Два других ролика, по мнению обвинения, направлены на возбуждение ненависти к православным. В одном из них Соколовский комментировал историю с ловлей покемонов, другой посвящен разбору вызвавшей большой резонанс статьи «Если вы хотите замуж, нужно не просто об этом вздыхать, а готовиться», опубликованной на сайте Московской патриархии. В обоих роликах много оскорблений и унизительных характеристик в адрес религии вообще и православных в частности, однако никаких опасных призывов эти ролики не содержат.