Национализм и ксенофобия. Итоги ноября 2019 года

В ноябре 2019 года в результате расистских и неонацистски мотивированных нападений пострадало не менее 3 человек в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Свердловской областях. Всего с начала 2019 года от расистского насилия погибло 6 и было ранено 35 человек в 17 регионах России.

Также Центру «Сова» известно о поджоге в ноябре православной часовне в Зеленодольске. Всего с начала года мы зафиксировали не менее 19 актов идеологически мотивированного вандализма в 16 регионах страны.

 

Традиционно одним из основных публичных событий осени, организованных ультраправыми, стал «Русский марш». В Москве в День народного единства 4 ноября 2019 года прошло несколько мероприятий националистов.

Акция в Люблино, организаторами которой выступили Ассоциация народного сопротивления (АНС) и Комитет «Нация и свобода» (КНС), собрала рекордно низкое число участников: в шествии и митинге участвовало не более 120 человек, в том числе представители Союза православных хоругвеносцев (СПХ) и недавно появившейся организации «Мы – молодежь Москвы». На акции было задержано 10 человек, включая члена СПХ Дмитрия Антонова - из-за символики на форме.

Марш от метро «Октябрьском поле», организованный Постоянно действующим совещанием Национально-патриотических сил России (ПДС НПСР), собрал, ­­по подсчетам наблюдателей центра «Сова», более 800 человек, что в два с половиной раза больше, чем в 2018 году. Участвовал широкий спектр групп от сталинистов до православных монархистов.

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) впервые за многие годы отказалась от проведения митинга на открытом пространстве и провела «Торжественное собрание-митинг» в Колонном зале Дома Союзов. Митинг завершился традиционным концертом и танцами, в которых принял участие и лидер партии Владимир Жириновский.

Кроме Москвы, «русский марш» в той или иной форме прошел в 10 городах (в 2018 году – в 9 городах) и нигде численность собравшихся не превысила 40 человек.

Помимо «русского марша» в ноябре прошло еще несколько акций националистов. Особенно активным было Национально-консервативное движение (НКД) Валентины Бобровой и Михаила Очкина. 6 ноября члены НКД пытались сорвать премьеру спектакля «Норма» по одноименному роману Владимира Сорокина во Дворце на Яузе. Члены НКД проникли на премьеру, в конце первого акта стали выкрикивать реплики из зала, а в антракте вызвали полицию, аргументируя тем, что, мол, спектакль развращает зрителя.

21 ноября в Москве в Волосовом овраге в музее-заповеднике «Коломенское» НКД отметило День архангела Михаила и свой юбилей. Мероприятие прошло в темноте, активисты с факелами и символикой НКД (один человек даже был в маске) жгли портреты «самых известных содомитов, русофобов и богохульников», в число которых попали Оксана Пушкина как соавтор законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия», писатель Владимир Сорокин, режиссер Константин Богомолов (написан, как Богохулов), Ксения Собчак, московский уполномоченный по правам человека Татьяна Потяева («лоббист содомитов») и режиссер Алексей Учитель (снял фильм «Матильда»).

Сторонники партии «Третья Альтернатива» (Правый блок)  15 ноября возложили цветы к мемориалу «Бутовский полигон» в память жертв большевистских репрессий. В акции участвовало всего 9 человек. Ранее на этот день был анонсирован большой антикоммунистический митинг, но его не удалось согласовать.

Из других мероприятий националистов можно отметить пикет «против этнопреступности», который 23 ноября в Новосибирске провело местное отделение Национал-демократической партии. Поводом для проведения пикета стало избиение местного школьника «детьми иммигрантов». В акции участвовало 7 человек, стоявших с плакатом «Ввести визовый режим - преградить путь убийцам!».

Активно развивается в Екатеринбурге местное православно-консервативное движение «Екатеринбург консервативный», которое активно сотрудничает с «Двуглавым орлом» Константина Малофеева (а возможно и финансируется им). Помимо участия 4 ноября в крестном ходе на «русском марше» «Екатеринбург консервативный» провел 24 ноября акцию «#Меня зовут». Участники акции развесили на улицах, названных в честь известных коммунистов информацию о них, требуя переименования. Среди упоминаемых имен доминируют коммунисты-евреи.

В ноябре 2019 года мы знаем только один приговор за ксенофобно мотивированное насилие. В Омске двое местных жителей были осуждены за два нападения - на прохожего «неславянской внешности» и человека, заподозренного в употреблении наркотиков. Всего с начала года было вынесено не менее 7 обвинительных приговоров за насилие, в которых был учтен мотив ненависти, против 18 человек в 7 регионах страны.

За ксенофобные высказывания в ноябре было вынесено 5 приговоров против 6 человек в 5 регионах страны. Четыре приговора были вынесены по ст.280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) – во всех этих случаях конкретное содержание обвинений нам неизвестно. Один приговор по сочетанию ст.280 и ст.205.2 УК (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности) был вынесен за публикацию неких видеороликов с призывами к джихаду.

Всего с начала года за расистские и иные антиконституционные высказывания было вынесено не менее 89 приговоров, в которых было осуждено 94 человека в 48 регионах страны.

Федеральный список экстремистских материалов за месяц обновился два раза – 18 и 26 ноября, в него были добавлены пп.4985-4999. Список пополнили: ксенофобные видеоролики с призывами к расовой войне, включая фрагмент стрима с полковником запаса и участником «русских маршей» Михаилом Шендаковым; видеоролики с шуточными частушками Гарика Жиробаса про евреев и государственные элиты; материалы газеты «Вакыт! Урал» на башкирском языке; некие видеоролики на чеченском языке; стихи и проза студента исторического факультета Воронежского государственного университета и создателя сайта «Воронеж – территория ислама» Камаля (Антона) Евстратова.

В ноябре в Федеральный список экстремистских организаций под п.74 было добавлено Межрегиональное общественное объединение «Союз Славянских Сил Руси» (другие наименования «Союз Советских Социалистических Республик», «СССР»), признанное экстремистским решением Верховного Суда Республики Коми 11 июля 2019 года.

Не менее 9 человек были наказаны по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение национальной ненависти), соответствующей ч.1 ст. 282 УК. Восемь человек были оштрафованы за публикации в социальной сети «ВКонтакте» различных ксенофобных материалов, в том числе оскорбляющих уроженцев Кавказа, Средней Азии и евреев. Также на 15 суток был арестован тюменский блогер и публицист Алексей Кунгуров за публикацию в своём блоге в Живом журнале поста «Допустимо ли называть русский народ г****м».

По нашим данным, не менее 11 человек были оштрафованы ст. 20.29 КоАП (производство и распространение запрещенных материалов). Все они были наказаны за републикации в социальных сетях материалов из федерального списка экстремистских материалов, включая песни барда вооруженного чеченского сопротивления Тимура Муцараева, видеоролик «Шамиль Басаев: правда про Беслан», видеоролик с записью речи бывшего главного редактора газеты «Дуэль» сталиниста Юрия Мухина «Тоска по Сталину. Часть 1», групп «Хук справа!», «Психея», Clockwork Times, «Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра земля» (в этом случае песня была шуточной).

Также 7 человек  были оштрафованы по ст. 20.3 КоАП (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики и символики запрещенных организаций; один из них был наказан дважды). Пять человека были оштрафованы за публикации на своих страницах в социальных сетях (в основном - «ВКонтакте») изображений свастик и рун, ассоциирующихся с Третьим Рейхом. Остальные совершали свои деяния офф-лайн. Житель Татарстана нарисовал с помощью баллончика с краской свастику на крышке мусоропровода в своем подъезде. Уже упоминавшийся хоругвеносец Дмитрий Антонов пришёл на «Русский марш» в форме с «Мёртвой головой» (Totenkopf, символ 3-й танковой дивизии СС). Заключенный колонии в Псковской области демонстрировал собственные татуировки со свастикой.

Наши данные приведены без учета решений судов, которые мы считаем явно неправомерными. К сожалению, количественные данные, особенно применительно к КоАП, неполны.

Ссылки на данную статью [1]