Новости по теме

В Госдуму внесен проект нового закона "О гражданстве"

Законопроект, в частности, предусматривает изменение положений, касающихся лишения гражданства.

29 декабря 2021 года в Госдуму поступил проект нового закона "О гражданстве", инициированный президентом России.

Среди прочего проект предусматривает объединение понятий «прекращение гражданства» и «отмена решения по вопросам гражданства» под одним термином – "прекращение гражданства". Речь идет о прекращении гражданства только для лиц, получивших его путем подачи заявления, а не получивших его по праву рождения. Согласно законопроекту, Основаниями для прекращения гражданства может быть добровольный выход, совершение преступления и сообщение заведомо ложных сведений.

Напомним, согласно поправкам к прежнему закону о гражданстве, подписанным в 2017 году, осужденные по ряду статей УК могли быть лишены гражданства на основании того, что, подавая заявление о вступлении якобы сообщали ложные сведения о принимаемых на себя обязательствах: считалось, что если целью приобретения гражданства было осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, это значит, что заявитель предоставил заведомо ложные сведения относительно обязательства о соблюдении Конституции и законодательства России. Осужденные за совершение преступлений, приготовление или покушение на преступления, предусмотренные ст. 205 и 205.1, ч. 2 ст. 205.2, ст. 205.3–205.5, 206, 208, ч. 4 ст. 211, ст. 281, 282.1–282.3 и 361 УК, а также, в случае, если совершение преступлений сопряжено с осуществлением террористической деятельности, ст. 277–279 и 360 УК, могли быть лишены гражданства, если в их отношении вступил в силу приговор суда.

Такая схема выглядела сомнительно, поскольку уголовный приговор, относящийся к преступлению, совершенному после приобретения кем-либо гражданства, сам по себе не доказывает, что умысел совершить это преступление присутствовал у осужденного в момент подачи заявления о приобретении гражданства.

Новый проект закона о гражданстве разделяет совершение преступления и сообщение ложных сведений как основания для лишения гражданства.  

Кроме того, прекращение гражданства по обеим этим причинам, в случае, когда это решение принимает МВД или МИД, теперь будет подлежать согласованию лично с президентом. За сообщение ложных сведений теперь нельзя будет прекратить гражданство спустя более чем 10 лет после его предоставления, а кроме того нужно будет учитывать устойчивость связи с РФ. Но в отношении совершивших преступления такие соображения во внимание не принимаются.

При этом сам список статей расширяется за счет ст. 209–210.1, ч. 1 ст. 212, чч. 2 и 3 ст. 228, чч. 3–5 ст. 228.1, чч. 2–4 ст. 229, ч. 2–4 ст. 229.1, чч. 2–4 ст. 230, ст. 275, 276, 283.

С нашей точки зрения, в рассматриваемой части новый законопроект выгодно отличается от поправок 2017 года и до некоторой степени учитывает пожелания Конституционного суда, выраженных в решениях по жалобам пострадавших от применения норм о лишении гражданства.

Тем не менее, у нас по-прежнему вызывает тревогу возможность лишать гражданства осужденных по весьма широкому кругу статей УК. в том числе таких, по которым, как мы считаем, в России нередко выносят неправомерные приговоры. Речь идет о ч. 2 ст. 205.2 (пропаганда или оправдание терроризма), ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества или участие в нем) и 282.2 (организация деятельности экстремистской организации или участие в таковой), 205.5 (организация деятельности террористической организации) и случаях применения ст. 278 (насильственный захват власти) в комбинации с "террористическими" статьями.

Ссылки на данную статью [4]