Новости по теме

Суд в Уфе оштрафовал имама за хранение двух экземпляров комментариев к хадисам

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РОО Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента РОО Центр «Сова».
Шамсиддин Сижаев привлечен к ответственности по ст. 20.29 КоАП.

26 мая 2022 года Ленинский районный суд Уфы оштрафовал имама религиозной группы "Махалля Согласие-Ризо" Шамсиддина Сижаева на две тысячи рублей по ст. 20.29 КоАП (хранение экстремистских материалов в целях массового распространения).

Cотрудники УФСБ по Республике Башкортостан обнаружили в молельном помещении религиозной группы два экземпляра книги "40 хадисов имама ан-Навави" (комментарии и разъяснения: доктор Мустафа аль-Буга, Мухйи-д-Дин Мисту). Тот факт, что книги лежали в молельном помещении со свободным входом, с точки зрения правоохранительных органов, свидетельствовал об их массовом распространении и хранении в целях массового распространения.

Комментарии к 40 хадисам ан-Навави были запрещены в составе 68 исламских религиозных материалов в 2012 году в Оренбурге, однако в 2015 году этот запрет был снят. Тем не менее, еще в мае 2012 года Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области также признал эту книгу экстремистской вместе с рядом других религиозных сочинений, изъятых в ходе обысков по делу об организации ячейки запрещенной организации "Таблиги Джамаат" в Соль-Илецке. После этого книгу включили в Федеральный список экстремистских материалов под номером 1622 (напомним, что и сам сборник хадисов ан-Навави был запрещен в 2014 году Невьянским районным судом Свердловской области и в 2018 году вошел в Федеральный список под номером 4673).

С нашей точки зрения, для запрета этих комментариев к известному сборнику хадисов не было оснований, поскольку они не содержат никаких подстрекательских призывов или признаков возбуждения ненависти по религиозному признаку. Соответственно, мы считаем, что Сижаев был наказан неправомерно. 

Мы также выступаем против запретов (и многочисленных попыток запретов) сборников хадисов. Как мы неоднократно указывали, к средневековой исламской литературе неприменимы сегодняшние представления о толерантности, поскольку она описывает эпоху религиозных войн и установки времен этой эпохи. Переписать раннюю историю ислама и идеологию его основоположника, пророка Мухаммеда, зафиксированную религиозной традицией в определенном виде, очевидно, невозможно, и, равным образом, невозможно скрыть этот пласт от современных российских мусульман.