26 сентября 2017 года УФСБ России по Новосибирской области было утверждено обвинительное заключение по делу, возбужденному по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) против имама из Новосибирска Камиля (Комила) Одилова. Его обвиняют в продолжении деятельности запрещенного религиозного объединения "Нурджулар".
Одилов обвиняется в том, что после того, как он был осужден по аналогичному делу в 2013 году, в ноябре того же года он продолжил свою деятельность, возобновив занятия "домашнего медресе", где проводил "религиозно-обучающие занятия-проповеди", "дарсы", беседы и дискуссии, приобщая мусульман к доктрине "Нурджулар", и тем самым вовлекал новых участников в деятельность ячейки запрещенной организации. При этом, как утверждает следствие, он хранил дома, использовал на занятиях и цитировал признанные экстремистскими сочинения турецкого богослова Саида Нурси из собрания "Рисале-и Нур". Одилов продолжал свою деятельность до 5 декабря 2015 года, когда он был задержан, а затем арестован. В начале сентября 2016 года Одилов был отпущен из-под ареста под подписку о невыезде.
В участии в деятельности новосибирской ячейки обвиняются также Ильхом Меражов (пребывает за пределами России), Уралбек Карагузинов, Мирсултан Насиров (оба находятся под подпиской о невыезде), Бобиржон Тухтамуродов (он является гражданином Узбекистана; ранее его неоднократно пытались экстрадировать на родину, где его преследуют за распространение учения Нурси) и Тимур Атаджанов (его местонахождение неизвестно, он объявлен в федеральный розыск). Дело каждого из них выделено в отдельное производство.
Напомним, в 2013 году имамы Духовного управления мусульман азиатской части России Одилов и Меражов уже были признаны виновными в организации деятельности экстремистской организации и приговорены к году лишения свободы условно. Суд счел, что они организовали в Новосибирске деятельность "Нурджулар", зная, что это объединение запрещено как экстремистская организация. В январе 2014 года Меражов и Одилов обратились с жалобой на приговор в ЕСПЧ, а в апреле 2014 года – в Верховный суд.
Мы считаем неправомерным как запрет книг Саида Нурси, так и запрет объединения "Нурджулар", которого в России не существовало вовсе: есть отдельные верующие, которые сталкиваются с необоснованным преследованием за изучение книг Нурси, не содержащих никаких признаков экстремизма.