Новости по теме

Курск: начинается суд по делу о "спецназе имени Чапаева"

14 апреля 2016 года в Курске начнется суд по делу активиста Сергея Лаврова, обвиняемого по ч. 2 ст. 280 УК.


12 апреля 2016 года стало известно, что на 14 апреля назначено первое заседание Ленинского районного суда Курса по делу местного левого активиста Сергея Лаврова, которому предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с помощью сети "Интернет").

Дело против Лаврова было возбуждено весной 2015 года в связи с публикацией им в 2014 году видеоролика, который представляет собой кустарно смонтированное слайд-шоу с официальными фотографиями Владимира Путина, на которые наложено исполнение песни "Священная война". В конце ролика содержится призыв к недовольным режимом гражданам вступать в "спецназ имени Чапаева". Кроме того, Лаврову инкриминируется размещение в соцсети "ВКонтакте" публикации краснодарской активистки Дарьи Полюдовой "Путин! Ответь за теракты и взрывы", которая фигурировала и в ее собственном уголовном деле.

Лаврова также обвиняли по ст. 319 УК (оскорбление представителя власти) за републикацию поста "Путин - ... в квадрате", однако это дело, как и аналогичное дело в отношении Полюдовой, было прекращено.

Активист прошел психиатрическую экспертизу, в ходе которой у него было выявлено болезненное состояние психики, не лишающее его способности осознавать общественную опасность своих действий.

В опубликованном Лавровым видео можно усмотреть призыв к экстремистской деятельности (поскольку слово "спецназ" указывает на возможность насильственных действий). Однако "спецназа имени Чапаева" в реальности не существует – это открытая группа в социальной сети "ВКонтакте" с относительно небольшим числом участников, созданная самим активистом. В ней Лавров, судя по всему, оппозиционер сталинистского толка, публикует довольно невнятные и неграмотные материалы с критикой режима, и вряд ли его действия представляют реальную общественную опасность.

Призыв выйти на площадь и свергнуть режим, содержавшийся в записи Полюдовой, можно расценивать как побуждение к противозаконным действиям. Однако мы считаем, что степень общественной опасности подобных разовых высказываний, не подкрепленных никакими конкретными планами и уж тем более действиями, невелика, и едва ли уголовное преследование является в таких случаях пропорциональной мерой.