Новости по теме

Pussy Riot и Гипатия: обвинительное заключение

19 июля 2012 года в блоге адвоката Виолетты Волковой появилось обвинительное заключение по делу о "панк-молебне" по ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору по мотивам ненависти) в отношении Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич.

Всем трем обвиняемым вменяют мотив религиозной ненависти и мотив ненависти к социальной группе "православных верующих".

Весьма объемное (около 150 страниц) заключение, на наш взгляд, вообще не содержит доказательств вины участниц Pussy Riot по ст. 213 УК. Против Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич выдвинуты обвинения, не имеющие отношения к уголовному праву и нарушающие сам принцип ст. 14 Конституции РФ о светском характере государства. Это обвинения в "противопоставлении себя православному миру" и "социальной группе православных верующих", "пренебрежении религиозными правилами поведения", в "выставлении себя в свете, принижающем внутренние убеждения граждан, духовно связывающих себя с Богом", в "нанесении значимого урона священным ценностям христианского служения", "посягновении на сакраментальность церковного таинства", унижении "кощунственным образом вековых устоев и основополагающих руководств РПЦ". Для объяснения "негативного отношения" участниц Pussy Riot к "православным" приводится и такое доказательство: "Участницы ... испытывают негативное отношение к христианам-фанатикам, предположительно и к христианству, так как фанатики убили Гипатию на основе христианской религии, которую убитая трактовала не в пользу религии". Построение обвинения в уголовном преступлении на подобных аргументах обнаруживает полный непрофессионализм следствия. "Ненависть и враждебность к православной религии" следствием обосновывается в основном по текстам-черновикам, которые не получили никакого публичного распространения. Обращает внимание и то, что в материалы дела включено письмо от представителя Совета муфтиев России с попыткой проанализировать акцию панк-группы с точки зрения канонов ислама.

Мы не находим в действиях участниц акции в храме Христа Спасителя ни признаков религиозной ненависти, то есть ненависти к православию, ни ненависти к его последователям. Авторы песни, сопровождающей ролик Pussy Riot, в резких выражениях критикуют патриарха за поддержку власти. Но в тексте песни не содержится не только никаких призывов к насильственным действиям против православных, но даже никакой критики в отношении православия и верующих. Что касается поведения участниц акции в храме, оно могло быть квалифицировано по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики).

Обвинение в возбуждении ненависти к социальной группе "православных верующих" представляется нам и вовсе абсурдным. Во-первых, возбуждение ненависти описывается в документе как "противопоставление себя социальной группе православных верующих", действия, "выражающие явное неуважение и пренебрежительное отношение к социальной группе православных верующих – по признаку отношения к религии, а также к обществу в целом, сопровождающимся противопоставлением себя окружающим (прежде всего, православным) и демонстрацией грубо пренебрежительного отношения к ним" (что явно не подпадает под формулировку ст. 213 УК – "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества"). Во-вторых, по смыслу российского уголовного законодательства мотив религиозной ненависти - это и есть мотив ненависти к людям по признаку их отношения к религии. Таким образом ненависть к социальной группе "православных верующих" - это просто тавтология в обвинительном заключении.


Ввиду большого объема обвинительного заключения, его полный текст прилагается в формате Word.

Комментарий:
Ссылки на данную статью [8]