Новости по теме

В Госдуме подготовили очередное ужесточение законодательства об "иноагентах"

Физические и юридические лица, признанные "иноагентами", могут столкнуться с новыми ограничениями.


21 ноября 2022 года комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции подготовил ко второму чтению законопроект № 140449–8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который находится на рассмотрении нижней палаты парламента с июня. Как указывали авторы законопроекта в пояснительной записке, он входит в пакет федеральных законов, "направленных на совершенствование регулирования статуса иностранного агента". 

Первоначальная версия законопроекта исправляла различные законы таким образом, чтобы в них были предусмотрены ограничения, установленные новым рамочным законом об "иноагентах" (подробнее о ней см. здесь).

Ко второму чтению депутаты подготовили поправки, согласно которым, в частности:

  • Минюст получит право получать справки по операциям, счетам и вкладам любых физических и юридических лиц "при наличии признаков нарушения закона" об "иноагентах", а также по операциям, счетам и вкладам уже признанных "иноагентами". На данный момент Минюст может получать такую информацию только об НКО. Кроме того, Минюст сможет получать данные о банковских счетах "иноагентов" у ФНС;
  • любые юрлица обязаны будут предоставлять Минюсту данные о бенефициарных владельцах;
  • с учетом того, что вклады "иноагентов" (за исключением вкладов физлиц) не будут подлежать страхованию, уточняется, что при утрате статуса они все равно не будут застрахованы;
  • средства массовой информации, участниками (учредителями) которых являются "иноагенты", должны будут помещать соответствующее указание в выходных данных. Сейчас подобное требование распрстраняется только на упоминания российских юрлиц, созданных СМИ-"иноагентами";
  • Роскомнадзор сможет блокировать сайты любых "иноагентов" в случае установленного судебным решением нарушения правил маркировки материалов. Сейчас подобная норма распространяется только на СМИ-"иноагентов";
  • любая произведенная "иноагентами" информация будет считаться запрещенной для распространения среди детей. В варианте законопроекта, принятом в первом чтении, использовались иные формулировки, из которых следовало, что к причиняющей вред детям приравниваться будет именно информация, произведенная "иноагентом" специально для детей.
  • Минюст сможет получать сведения о регистрации актов гражданского состояния для надзора за деятельностью "иноагентов". При этом перечень сведений не конкретизирован и не ограничивается данными о перемене имени или о регистрации смерти. Таким образом, пока это не уточнено подзаконными актами, можно предполагать, что Минюст получит доступ и к сведениям, например, о рождении детей и вступлении в брак;
  • "иноагенты" не смогут работать в органах таможни, прокуратуры, ФСИН, СК, ФСБ, СВР.

Кроме того, к включенным в этот же законопроект нормам, радикально ограничивающим места проведения публичных мероприятий, предлагается небольшое уточнение: проводить мероприяти можно будет в общественных местах, на которых совершаются богослужения, другие религиозные обряды и церемонии.

Вновь отметим, что, вопреки заверениям российских законотворцев о том, что статус "иностранного агента" не предполагает дискриминации, ограничения, которые предлагают авторы новых законопроектов в этой сфере, значительно расширяют число запретов и ограничений для организаций и граждан, признанных "иностранными агентами". 

Ссылки на данную статью [3]