18 августа 2020 года стало известно, что сенатор Александр Башкин внес в Государственную Думу законопроект № 1009841-7 "О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части реализации механизмов профилактики и противодействия распространению криминальных субкультур в Российской Федерации".
Согласно тексту законопроекта, в ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" предлагается внести определение "криминальной субкультуры" как "системы принципов, взглядов, образа
жизни и норм поведения, разделяемых группой лиц, неформально
объединяющихся в целях популяризации и продвижения уголовных
традиций, атрибутики уголовного мира, проявления нетерпимости к
законопослушному поведению и оправдания преступного поведения".
Также закон планируется дополнить определением "деятельности по формированию и поддержке криминальной
субкультуры", которое будет включать в себя:
В пояснительной записке Башкин отмечает, что "действующее законодательство Российской Федерации содержит нормы, направленные на борьбу с пропагандой экстремизма, однако в большинстве случаев пропаганда криминального образа жизни и криминальной идеологии, имеющая схожее с экстремизмом общественно опасное значение, выпадает из-под действия соответствующих положений федеральных законов".
Предложенный законопроект представляется нам неудачным по ряду причин. Законопроект является продолжением мероприятий по борьбе с субкультурой АУЕ, которая только что была запрещена в качестве единой экстремистской организации, каковой на деле не является. Но следует отметить, что в случае принятия законопроекта сфера его действия может оказаться гораздо шире борьбы с конкретной субкультурой. Так, законопроект оперирует неясными понятиями вроде оправдания преступных действий, воспрепятствования исправлению осужденных или призывов к невыполнению осужденными обязанностей, а также содействия всему этому. Если он будет утвержден, представители исполнительной власти получат возможность при желании подводить под эти определения как публичные обсуждения неоднозначных дел, так и оказание общественной или правозащитной помощи заключенным и пресекать подобные инициативы, блокируя информацию о них.
Не исключено и такое последствие, как ужесточение цензуры в культурной сфере, и уверения разработчиков, что под действие законопроекта не подпадет, к примеру, шансон, не подкреплены достаточно надежными гарантиями в тексте документа. Между тем, очевидно, что с романтизацией преступности бесполезно бороться запретительными, насильственными мерами: это вопрос обеспечения доверия общества к судебной и пенитенциарной системам, вопрос работы с общественной моралью и общественным мнением в духе неприятия культа насилия.
Наконец, мы считаем излишним дублирование запретов. Защита представителей власти при исполнении, на которую отчасти направлен законопроект, обеспечена целым рядом уголовных статей, а пропаганда ненависти в их отношении, которая не является специфическим признаком субкультуры АУЕ и потому не должна рассматриваться именно в ее контексте, на данный момент подпадает под действие антиэкстремистских норм.