Новости по теме

В Думу внесен законопроект о противодействии распространению "криминальных субкультур"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Законопроект предлагает наделить федеральные органы исполнительной власти полномочиями по блокировке информации, пропагандирующей идеологию криминальных субкультур.

18 августа 2020 года стало известно, что сенатор Александр Башкин внес в Государственную Думу законопроект № 1009841-7 "О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части реализации механизмов профилактики и противодействия распространению криминальных субкультур в Российской Федерации". 

Согласно тексту законопроекта, в ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" предлагается внести определение "криминальной субкультуры" как "системы принципов, взглядов, образа жизни и норм поведения, разделяемых группой лиц, неформально объединяющихся в целях популяризации и продвижения уголовных традиций, атрибутики уголовного мира, проявления нетерпимости к законопослушному поведению и оправдания преступного поведения". 

Также закон планируется дополнить определением "деятельности по формированию и поддержке криминальной субкультуры", которое будет включать в себя:

  • публичное оправдание, в том числе с использованием сети «Интернет», преступных действий лиц, осужденных за совершение умышленных преступлений;
  • размещение в сети «Интернет» информации, содержащей идеологию криминальной субкультуры, её символику и атрибутику за исключением случаев, когда такая информация размещается в целях формирования негативного отношения к идеологии криминальной субкультуры и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания криминальной субкультуры;
  • принуждение к оказанию материальной, финансовой и иной помощи осужденным в случае, если такие действия не содержат состава уголовно наказуемого деяния;
  • воспрепятствование исправлению осужденных или призывы к невыполнению основных обязанностей осужденных;
  • возбуждение ненависти или вражды по отношению к сотрудникам органов правопорядка, юстиции, прокуратуры и уголовно-исполнительной системы, судьям в связи с исполнением ими соответствующих полномочий;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
  • В перечень оснований для включения ресурсов в Единый реестр запрещенных сайтов по решению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ "Об информации"), предлагается добавить п. "и" следующего содержания: "информация, направленная на осуществление деятельности по формированию и поддержке криминальной субкультуры". 

    В пояснительной записке Башкин отмечает, что "действующее законодательство Российской Федерации содержит нормы, направленные на борьбу с пропагандой экстремизма, однако в большинстве случаев пропаганда криминального образа жизни и криминальной идеологии, имеющая схожее с экстремизмом общественно опасное значение, выпадает из-под действия соответствующих положений федеральных законов".

    Предложенный законопроект представляется нам неудачным по ряду причин. Законопроект является продолжением мероприятий по борьбе с субкультурой АУЕ, которая только что была запрещена в качестве единой экстремистской организации, каковой на деле не является. Но следует отметить, что в случае принятия законопроекта сфера его действия может оказаться гораздо шире борьбы с конкретной субкультурой. Так, законопроект оперирует неясными понятиями вроде оправдания преступных действий, воспрепятствования исправлению осужденных или призывов к невыполнению осужденными обязанностей, а также содействия всему этому. Если он будет утвержден, представители исполнительной власти получат возможность при желании подводить под эти определения как публичные обсуждения неоднозначных дел, так и оказание общественной или правозащитной помощи заключенным и пресекать подобные инициативы, блокируя информацию о них. 

    Не исключено и такое последствие, как ужесточение цензуры в культурной сфере, и уверения разработчиков, что под действие законопроекта не подпадет, к примеру, шансон, не подкреплены достаточно надежными гарантиями в тексте документа. Между тем, очевидно, что с романтизацией преступности бесполезно бороться запретительными, насильственными мерами: это вопрос обеспечения доверия общества к судебной и пенитенциарной системам, вопрос работы с общественной моралью и общественным мнением в духе неприятия культа насилия. 

    Наконец, мы считаем излишним дублирование запретов. Защита представителей власти при исполнении, на которую отчасти направлен законопроект, обеспечена целым рядом уголовных статей, а пропаганда ненависти в их отношении, которая не является специфическим признаком субкультуры АУЕ и потому не должна рассматриваться именно в ее контексте, на данный момент подпадает под действие антиэкстремистских норм. 
    Ссылки на данную статью [7]