Неправомерный антиэкстремизм в июле 2019 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в июле 2019 года.


Нормотворчество

В июле состоялась ратификация Россией конвенции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по противодействию экстремизму, которая была подписана в 2017 году. Помимо прочего, конвенция расширяет принятое ранее на уровне ШОС определение экстремизма – если в Шанхайской конвенции 2001 года определение экстремизма было привязано к насилию, то теперь под экстремизмом понимаются и "иные антиконституционные действия" – а кроме того, вводит перечень "экстремистских актов", во многом совпадающий с определением экстремизма, которое используется в российском законе "О противодействии экстремистской деятельности". Более того, в этот перечень включено возбуждение политической розни, в российском определении отсутствующее. Конвенция накладывает на членов ШОС обязательства по установлению ответственности как за эти акты, так и за ряд связанных с ними действий. Документ предусматривает тесное сотрудничество правоохранительных органов в рамках расследований дел экстремистской направленности, в том числе выезд для присутствия при оперативных мероприятиях на территорию других государств-участников. Кроме того, конвенция обязывает отказывать в статусе беженца всем причастным к экстремистским преступлениям. Укрепление сотрудничества такого рода вызывает у нас тревогу, поскольку оно открывает перспективу дальнейшего усугубления и без того тяжелого положения инакомыслящих в странах ШОС. Подробнее о конвенции мы писали здесь.

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект инструкции Генпрокуратуры по работе с информацией, подлежащей внесудебной блокировке. Этот документ призван заменить действующую инструкцию, разработанную до последних изменений оснований для блокировок, в том числе до принятия "законов Клишаса" о борьбе с "оскорблениями власти" и с фейковыми новостями. Новая инструкция, помимо прочего, устанавливает четкие сроки работы органов прокуратуры с уведомлениями о распространении  информации с нарушением закона. Согласно документу, сам факт возбуждения административного дела по статьям об оскорблении государства и общества, о фейк-ньюс и о деятельности организаций, признанных нежелательными, представляет собой основание для блокировки соответствующих материалов. Если уведомления о распространении информации с призывами к экстремистской деятельности, информации организаций, признанных нежелательными и о фейк-ньюс нижестоящие прокуроры должны будут передавать в Управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, то с информацией с призывами к массовым беспорядкам в большинстве случаев будут работать управления Генпрокуратуры по федеральным округам, а с "оскорблениями власти" – Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

Помимо этого, в июле президент России подписал закон, запрещающий фигурантам списка экстремистов и террористов Росфинмониторинга работать машинистами на железных дорогах. Дума приняла, а Совет Федерации одобрил закон о краудинвестинге, запрещающий упомянутым в том же списке лицам привлекать инвестиции и владеть краудинвестинговыми платформами. Правительство внесло в Госдуму законопроект, расширяющий запрет на учреждение некоммерческих организаций и членство в них на лиц, чьи средства заморожены Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма. Курултай Башкортостана и депутат Павел Качкаев предложили распространить на новостные агрегаторы и онлайн-кинотеатры обязанность упоминать о запрете экстремистских организаций в распространяемых материалах, а за несоблюдение этого требования штрафовать их так же, как СМИ.


Преследование за возбуждение ненависти и оппозиционные высказывания

В июле нам стало известно, что еще в середине июня по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики) был оштрафован на тысячу рублей житель карельского поселка Калевала Роман Ватанен. По его словам, он опубликовал на своей странице картинку, на которой период правления президента Путина сравнивался с режимом Адольфа Гитлера в нацистской Германии. Поскольку Ватанен был ранее судим по особо тяжкой уголовной статье, а также привлечен к административной ответственности по закону о "неуважении к власти", в июле суд также назначил ему административный надзор на трехлетний срок (ранее Ватанен уже находился под надзором). Мы не знаем, какую именно картинку опубликовал Ватанен, однако предполагаем, что свастика в ней использовалась не для пропаганды нацизма, а как средство политической критики. Действующую норму, позволяющую наказывать за демонстрирование нацистской символики вне зависимости от контекста, мы считаем некорректной.

Аналогичным образом мы оцениваем очередное дело жителя Малой Вишеры Новгородской области Юрия Картыжева, получившего известность в качестве первого наказанного по административной статье об "оскорблении власти". В начале июля его оштрафовали на тысячу рублей по ч. 1 ст. 20.3 КоАП за то, что в мае он опубликовал во "ВКонтакте" фотографию со съезда НСДАП, на которой видна свастика, сопроводив репост картинки подписью "Единая Россия".

По тем же причинам как неправомерное мы рассматриваем и решение Надымского городского суда, оштрафовавшего по ч. 1 ст. 20.3 КоАП Марка Омарова. Еще в 2017 году он разместил на своей странице в соцсети "ВКонтакте" дополненную свастикой фотографию школьника Николая Десятниченко, выступившего в Бундестаге с речью, из-за которой его пытались обвинить в оправдании нацизма.

Еще один случай недостаточно обоснованного, на наш взгляд, применения ст. 20.3 КоАП относится к Иркутску, где в начале июля на тысячу рублей был оштрафован антиквар Сергей Иус, разместивший на Avito объявление о продаже открыток с изображениями Гитлера и Муссолини и военной техники Третьего рейха, а также с печатями с нацистской символикой. Мы полагаем, что антиквар не преследовал цели пропаганды нацистской идеологии и вряд ли заслуживал преследования; тем более нецелесообразным нам представляется уничтожение предметов антиквариата после конфискации.

 

Еще в конце июня активистка челябинского экологического движения "Стоп ГОК" Галина Горина была оштрафована на тысячу рублей по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) за публикацию стихотворения "Последнее пожелание «Иванам»". В июле за публикацию того же стихотворения на ту же сумму была оштрафована другая сторонница "Стоп ГОК"; третью наказали штрафом за публикацию "Плана Даллеса". Помимо этого, в конце месяца по ст. 20.29 КоАП на три тысячи рублей был оштрафован житель Йошкар-Олы Кирилл Ежов, разместивший на своей странице во "ВКонтакте" ролик сторонников Алексея Навального "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002".

Запрет всех этих материалов мы считаем неправомерным: "Последнее пожелание «Иванам»" – сатирическое стихотворение, в котором мы не находим признаков возбуждения ненависти; "План Даллеса" был запрещен за высказывания, направленные на "возбуждение ненависти и вражды по отношению к представителям государственной власти современной России", однако, с нашей точки зрения, не содержит таковых; в видеоролике "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002" можно обнаружить лишь перечисление невыполненных обещаний "Единой России" и призыв голосовать за любую другую партию.

 

По ч. 3 ст. 20.1 КоАП об "оскорблении власти" в июле были наказаны по меньшей мере шесть человек; рассмотрение еще нескольких дел назначено на август. В большинстве случаев речь шла об оскорблениях президента и глав регионов. Вместе с тем в нескольких случаях полиция отказывалась возбуждать административные дела по этой статье по жалобам граждан, а суды прекращали дела. Известно также, что в середине июля МВД России разослало сотрудникам методические рекомендации, в которых указало, что возбуждать дела следует только в тех случаях, когда публикации содержат мат, порнографию и неприемлемые обществом оскорбительные сравнения; направлены против государственных символов, президента, парламента, правительства или судов; а автор противопоставляет себя окружающим и демонстрирует “надменность, цинизм, унизительное отношение” к обществу, государству и его символам.

Продолжается и формирование практики применения норм о "фейк-ньюс". В Архангельской области полиция прекратила дело активиста Александра Миронова, возбужденное по ч. 9 ст. 13.15 КоАП (распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности) за критику муниципальных депутатов из Плесецка. Однако в Якутии журналист газеты "Якутск вечерний" был оштрафован по той же статье на 30 тысяч рублей за статью об избиении местного жителя сотрудниками ФСБ, которая содержала слова о Большом Брате, который "читает все комментарии на форумах, а однажды может похитить тебя и избить". С нашей точки зрения, эти слова не содержали заведомо недостоверной информации, и их распространение не могло создать угрозу общественной безопасности.


Преследование религиозных организаций и верующих

В июле нам стало известно о нескольких случаях привлечения к административной ответственности, связанных с запретами религиозной литературы, которые мы расцениваем как неправомерные. Еще в начале июня Оренбургский районный суд Оренбургской области вынес постановление в отношении гражданина Казахстана Рустама Ержаковского, намеревавшегося вывезти в Турцию один экземпляр книги "Крепость мусульманина", которая признана в России экстремистской. Казахстанец был оштрафован на тысячу рублей с конфискацией запрещенной книги по ст. 16.3 КоАП (несоблюдение запретов и (или) ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза). "Крепость мусульманина" – популярный сборник молитв на каждый день, который не содержит, с нашей точки зрения, никаких признаков возбуждения религиозной ненависти, поэтому оснований для признания его экстремистским у судов не было.

В конце июля жительницу Нового Уренгоя Хаву Шахтамирову оштрафовали на две тысячи рублей по ст. 20.29 КоАП за то, что она предлагала прохожим изучить брошюру "Женщина в Исламе и в иудейско-христианском мире". Мы считаем запрет этой книги неправомерным, поскольку ее текст выдержан в духе уважения к иудаизму и христианству.

 

В середине июля Верховный суд России на три месяца снизил длительные сроки лишения свободы каждому из четырех крымчан, осужденных по "бахчисарайскому делу" "Хизб ут-Тахрир" – Энверу Мамутову, Рустему Абильтарову, Зеври Абсеитову и Ремзи Меметову. Они были признаны виновными по ч. 1 либо по ч. 2 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации либо участие в ней) и по ст. 278 с применением ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 30 УК (приготовление к насильственному захвату власти организованной группой по предварительному сговору). Мы полагаем, что обвинение членов "Хизб ут-Тахрир" в причастности к террористической деятельности только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы и т.п.) неправомерно. Неправомерна и квалификация любых позитивных отзывов о деятельности "Хизб ут-Тахрир" как призывов к терроризму либо оправдания терроризма.

 

Продолжились в июле и преследования Свидетелей Иеговы. В начале месяца последователь их вероучения пермяк Александр Соловьев был признан виновным в участии в деятельности экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК) и приговорен к штрафу в размере 300 тысяч рублей.

В Нижегородской области в июле были возбуждены дела по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации и участие в ней) в отношении девяти Свидетелей Иеговы, двое из которых, Алексей Орешков и Александр Вавилов, были заключены под стражу. В Кемерове по ч. 2 ст. 282.2 УК под домашний арест были отправлены Сергей Явушкин и Александр Бондарчук.

Двое Свидетелей Иеговы были арестованы в Калуге; один из них, Роман Махнёв, заявил, что подвергся бесчеловечному обращению со стороны сотрудников УФСБ.

В целом ряде регионов у Свидетелей Иеговы прошли обыски, в том числе и в Забайкалье, откуда сведения о возбуждении уголовных дел против Свидетелей Иеговы до сих пор не поступали.

Решение о признании Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России и 395 их местных общин экстремистскими было принято Верховным судом России в апреле 2017 года. Мы считаем, что это решение, повлекшее за собой массовое преследование верующих по ст. 282.2 УК, не имело законных оснований, и расцениваем его как проявление религиозной дискриминации.


Преследование за антирелигиозные высказывания

В течение июля нам не поступала информация о новых случаях преследований за высказывания антирелигиозного свойства. Однако отметим, что Мария Мотузная из Барнаула, чье дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти) и ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление чувств верующих) было прекращено в начале года, добилась в суде выплаты компенсации за незаконное уголовное преследование в размере 100 тысяч рублей.