Руководителя Саентологической церкви Санкт-Петербурга приговорили к лишению свободы и освободили, остальным обвиняемым по делу суд назначил крупные штрафы.
24 августа 2023 года Невский районный суд Санкт-Петербурга вынес приговор по делу членов местной Саентологической церкви. Всех подсудимых суд признал виновными и назначил следующие наказания:
- руководителю церкви Ивану Мацицкому — шесть с половиной лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, а также двухлетний запрет на деятельность в общественных объединениях и религиозных организациях по п. «в» ч. 2 ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды организованной группой) и ч. 1 ст. 282.1 УК (создание экстремистского сообщества), при этом суд зачел срок пребывания Мацицкого под стражей и под домашним арестом и освободил его по отбытию наказания;
- исполнительному директору Галине Шуриновой — штраф в размере 1,3 млн рублей (по тем же статьям обвинения);
- начальнице службы собственной безопасности Анастасии Терентьевой — штраф в 1,2 млн рублей (по тем же статьям);
- главному бухгалтеру Сахибу Алиеву — штраф в размере 1 млн рублей по тем же обвинениям, а также по а также по п. «б» ч. 4 ст. 174.1 (отмывание денежных средств в особо крупном размере);
- Констанции Есаулковой, которая была заместительницей Терентьевой, — штраф в размере 600 тысяч рублей по п. «в» ч. 2 ст. 282 и ч. 2 ст. 282.1 УК (участие в экстремистском сообществе).
Мацицкий, Шуринова, Терентьева и Алиев также признаны виновными в незаконном предпринимательстве, совершенном организованной группой и сопряженном с извлечением дохода в особо крупном размере (пп. «а», «б» ч. 2 ст. 171), а Есаулкова — в пособничестве этому преступлению (ч. 5 ст. 33, пп. «а», «б» ч. 2 ст. 171). От наказания по ст. 171 УК они освобождены в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Кроме того, суд конфисковал 3600 листов бумаги, «внешне схожих с банкнотами долларов США номиналом 100», которые были найдены в помещении Саентологической церкви Санкт-Петербурга.
В прениях сторон 16 августа 2023 года гособвинитель просил приговорить Мацицкого к восьми годам лишения свободы в колонии общего режима, Шуринову и Терентьеву — к шести годам одному месяцу, Алиева — к шести годам трем месяцам, а Есаулкову — к трем годам одному месяцу. Для всех, кроме Есаулковой, прокурор также запрашивал дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в общественных объединениях и религиозных организациях сроком на год.
Уголовное дело в отношении членов Саентологической церкви Санкт-Петербурга было возбуждено еще летом 2017 года. Задержанные тогда были заключены под стражу, за исключением Есаулковой, которую суд отправил под домашний арест. Впоследствии Шуринову и Терентьеву также отпустили под домашний арест, позже Шуринову отпустили под подписку о невыезде. Мацицкому назначили запрет определенных действий, затем снова арестовали, а потом перевели под домашний арест. Алиева переводили под домашний арест, арестовывали и снова помещали под домашний арест.
Во время судебных заседаний по избранию мер пресечения следователь ФСБ заявлял, в частности, что саентологи создали экстремистское сообщество с целью унижения достоинства некоторых последователей учения, объединенных в социальную группу «источники неприятностей» (очевидно, речь идет об используемой саентологами категории «потенциальные источники неприятностей»). В их отношении Мацицкий выпускал за своей подписью «этические приказы». Один из них запрещал провинившимся адептам участвовать в одитинге (духовная практика общения с саентологическим консультантом), другой, по данным СМИ, запрещал изучать определенные разделы философии. Кроме того, в суде звучало, что обвиняемые распространяли экстремистскую литературу и пропагандировали исключительность своей религии.
Впрочем, по словам адвокатов, в окончательной версии обвинений акцент был перенесен с конкретных действий «на критику саентологического учения, общих целей и методов сообщества саентологов».
Мы склонны считать неправомерным преследование саентологов за экстремизм. Утверждение собственной исключительности свойственно любой религии, и преследование саентологов и запрет их литературы на этом основании несостоятельны. Выделение следствием части адептов саентологов, подвергающихся психологическому давлению, в социальную группу, защищаемую антиэкстремистским законодательством, представляется нам сомнительным. В самом деле, согласно концепции Рона Хаббарда, изложенной им в книге «Введение в саентологическую этику», ради благополучия большинства адептов саентологам не следует допускать до одитинга (особой саентологической практики) и обучения людей с установками некоторых типов, не стоит приближать их к себе; предпочтительно их игнорировать. Но большинство религий накладывает определенные ограничения на допуск к церковной жизни и обрядам, а совет кого-либо игнорировать нельзя рассматривать как призыв, направленный на возбуждение ненависти или унижение достоинства.