Новости по теме

Международное агентство Форум 18 опубликовало доклад о положении незарегистрированных религиозных групп в России

Международное агентство Форум 18 опубликовало доклад о положении незарегистрированных религиозных групп в России, подготовленный к слушаниям Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе. Автор доклада, Джеральдин Фейган, отмечает негативные последствия российского закона о свободе совести от 1997 г., согласно которому формально равные перед законом религиозные объединения разделяются на зарегистрированные организации и незарегистрированные группы. Права последних при этом оказываются значительно ограниченными.

Незарегистрированным религиозным группам разрешается проводить богослужения в помещениях, предоставляемых кем-либо из членов этого объединения (однако владеть помещением или арендовать его сама группа, не являющаяся юридическим лицом, не может), а также заниматься религиозным образованием членов данной общины. В то же время такие группы лишены права:

1. просить об отсрочке от службы в армии для своих духовных лидеров;
2. создавать образовательные центры и преподавать основы религиозных знаний учащимся государственных школ (вне рамок утвержденной школьной программы);
3. приглашать иностранных граждан и представлять интересы зарубежных религиозных организаций;
4. совершать религиозные ритуалы в больницах, исправительных учреждениях, детских домах и интернатах, домах престарелых;
5. производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозные материалы (печатные, аудио, видео), а также создавать свои собственные СМИ.

Государственная регистрация не является обязательной, но для ее получения религиозному объединению необходимо либо доказать, что оно существует в данной местности не менее 15 лет, либо выступить в качестве филиала централизованной организации, удовлетворяющей этому временному цензу (причем централизованная религиозная организация должна включать как минимум три филиала). В нынешних условиях жесткость этого требования смягчается определениями Конституционного суда РФ (1999, 2000 и 2002 гг.), согласно которым оно не имеет обратной силы. В результате в настоящее время 15-летнии временной ценз является препятствием для регистрации лишь тех объединений, которые или были созданы после 1997 г., или не признают государственной регистрации в принципе. Однако по мере появления новых религиозных объединений ограничивающая роль этого требования будет увеличиваться.

Дж Фейган приводит ряд примеров того, как на практике положения закона о свободе совести используются для ущемления прав незарегистрированных религиозных групп: отказ сначала чебоксарского районного, а затем чувашского Верховного суда разрешить регистрацию прихода св. Илии (ИПЦ); отказ московского арендодателя от продления договора об аренде помещения с местной баптистской общиной (см. также комментарии президента Международной организации по соблюдению религиозных свобод Лоуренса Юззелла относительно положения этой общины); отказы властей на Северном Кавказе в регистрации приходов мечетей в связи с конфликтом внутри ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, а также под предлогом борьбы с ваххабизмом; отказ сахалинских властей регистрировать местную пятидесятническую общину и попытки администрации воспрепятствовать проведению пятидесятниками акций по евангелизации (см. статью Дж. Фейган от 7 июня 2004 г., а также другие материалы нашего сайта, касающиеся положения ряда религиозных объединений на Сахалине); отказ белгородских властей в регистрации местного католического прихода и - как следствие - превращение старого католического храма в храм РПЦ МП.

С другой стороны, отмечает Дж. Фейган, незарегистрированные религиозные группы могут действовать относительно свободно в тех случаях, когда они не привлекают особого внимания общественности или властей. Например, возможность проповедовать среди заключенных в большей степени зависит от личных отношений представителей общины с руководством исправительного учреждения, чем от наличия или отсутствия у группы государственной регистрации. Кроме того, жесткость норм закона отчасти компенсируется непоследовательностью их применения. Например, решение Головинского суда Москвы о ликвидации общины "Свидетелей Иеговы" в столице не привело к полному прекращению ее деятельности - община продолжает существовать как религиозная группа. И наконец, наличие государственной регистрации не гарантирует, что организация не будет испытывать давления и не столкнется с дискриминацией.

Все же, подчеркивает в заключение Дж. Фейган, российское законодательство - в отличие, например, от белорусского - предоставляет определенную свободу незарегистрированным религиозным группам.