Новости по теме

Управление образования и науки Белгородской области ответило на обращения по поводу правовых оснований введения предмета "Православная культура" в школах региона

Славянский правовой центр опубликовал ответ Управления образования и науки Белгородской области на обращения по вопросу правового основания введения предмета "Православная культура" в школах региона. Приводим текст документа полностью:

"Управление образования и науки Белгородской области внимательно рассмотрело обращения, направленные в наш адрес и адрес губернатора Белгородской области, по вопросу правового основания введения учебного предмета "Православная культура" и сообщает следующее.

Курс (предмет) "Православная культура" по своему содержанию, целям и задачам является культурологическим, а не религиозным курсом и его преподавание не противоречит нормативным правовым актам в области образования.
Изучение в образовательных учреждениях области предмета "Православная культура" в рамках образовательных программ не является нарушением действующего законодательства, в том числе принципа светского образования и нарушением свободы совести и вероисповедания каждого, так как в данном случае, речь идет не о вероучительном предмете и изучении основ религии (согласно ст. 5 Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" обучать детей религии можно только вне рамок образовательной программы), а об изучении православной культуры, которая играла особую роль в истории России и Белгородской области, в становлении и развитии их духовности, одухотворяла жизнь многих десятков поколений русских и являлась символом их национальной идентичности, внесла вклад в создание своеобразной, органически входящей в мировую, национальной культуры.

Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях области не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.

Стоит сказать, что традиционная духовность России, построенная на православии, включает в себя фундаментальные принципы этики христианства, буддизма, иудаизма, ислама и других религий, которые содержат представления человека об окружающем мире и о нем самом. Заповеди: не убий, не кради, не жадничай, не прелюбодействуй. не обманывай, не пустословь, не желай зла, уважай старших и многие другое, что есть во всех религиях, и рассмотренные на уроках будут способствовать формированию нравственных законов человека.
К тому же курс "Православная культура" предполагает знакомство учащихся старших классов не только с православной культурой, но и с мировыми религиями ("Русская Православная Церковь и другие христианские течения", "Православие и религии мира", "Православие в современном мире").

Таким образом, при изучении учебного предмета "Православная культура" в историческом, философском, лингвистическом и культурологическом планах, не только не нарушается право каждого на свободу совести и вероисповедания, но и выполняется одна из задач в области обеспечения национальной безопасности, а также реализуются принцип государственной политики в области образования и достижения целей в интересах детей, конституционное право граждан РФ на приобщение к русской культуре.

Родители, не желающие, чтобы их дети посещали урок "Православная культура" по религиозным или другим убеждениям, несут ответственность за жизнь и здоровье, поведение своего ребенка во время отсутствия его на уроке. Кроме того, согласно Закону РФ "Об образовании", родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, а предмет "Православная культура" является региональным компонентом государственного образовательного стандарта - основы объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Решение об отмене Закона Белгородской области от 3 июля 2006 г. № 57 "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" находится в компетенции Белгородской областной Думы.

Предлагаем вам посетить ряд уроков "Православная культура" в школах, где учатся ваши дети, для поиска путей понимания целей и задач данного предмета.

Начальник Управления образования и науки области
С. Тимофеев".

Пресс-служба СПЦ, комментируя приведенный документ, отмечает также, что "одновременно... был получен ответ из Министерства образования и науки РФ на аналогичное обращение пастора евангельской церкви "Царство Божие" г. Шебекино Андрея Карчева о возможности отмены такого регионального компонента как предмет "Православная культура" в Белгородской области. Заместитель директора департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко отметил, что установление региональных компонентов относится к компетенции органов управления образованием субъектов РФ. Тогда как "федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.5 ст.30 Закона РФ "Об образовании")". Наряду с этим И.М. Реморенко подчеркнул, что "изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования, по мнению Минобрнауки РФ, призвано стать основой воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности"".

Любопытные сведения о преподавании "Православной культуры" в белгородских школах привел 11 декабря Официальный сайт РПЦ со ссылкой на агентство Bel.ru:

"За три месяца - а именно столько времени ведётся обязательное изучение регионального компонента, в который включен и предмет под названием "Православная культура" - в управление образования и науки области поступило тридцать писем от ста двадцати граждан, не желающих, что бы их дети приобщались к изучению православной культуры.
Управлением образования и науки была проанализированы деятельность тридцати двух образовательных учреждений Белгородской области и банки данных учителей "Православной культуры", сообщает информационное агентство Bel.ru.
В трети белгородских школ родительские собрания, посвященные введению регионального компонента, были проведены только в октябре, и родители оставались в неведении о цели обучения новым предметам. Помимо этого, многие родители не в курсе культурологической направленности нового предмета и считают его аналогом Закона Божия. Кроме того, даже среди директоров школ встречается мнение, что изучение православной культуры - явление временное.
Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов было подготовлено около семисот преподавателей нового предмета - практически на каждую школу области. Однако в ходе проверки выяснилось, что преподают этот предмет 2280 учителей, зачастую на каждые два класса приходится отдельный учитель. Руководители ряда школ и многие педагоги воспринимают "Православную культуру" как дополнительную нагрузку и поручают его ведение неподготовленным учителям. Такой подход дискредитирует и сам предмет, и учителя, зачастую оказывающегося методически невооруженным. Помимо этого, далеко не в полной мере используются мультимедийные приложения к учебным пособиям по предмету "Православная культура", и иногда урок сводится к диктовке учителя".

Комментарий: См. также на нашем сайте замечания еженедельника "Коммерсантъ-Власть" об особенностях преподавания ОПК в Белгородской области, ответ областной прокуратуры на запрос относительно законности введения ОПК в школах региона, а также комментарии Белгородской епархии РПЦ.
Кроме того:
Белгородская область: среди директоров школ бытует мнение, что изучение православной культуры - дело временное // Портал-Credo.ru. 2006. 14 декабря.
Ссылки на данную статью [3]