Новости по теме

Челнинец приговорен к обязательным работам за надписи на заборе у церкви

Суд снял с Антона Ушачева обвинение в возбуждении религиозной ненависти, но признал виновным в вандализме и оскорблении чувств верующих.


8 февраля 2018 года Набережночелнинский городской суд Татарстана вынес приговор 20-летнему Антону Ушачеву, обвинявшемуся в нанесении оскорбительных надписей на заборе у Боровецкой церкви Свято-Вознесенского архиерейского подворья и у родника. Челнинца приговорили к 320 часам обязательных работ по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление чувств верующих) и ч. 1 ст. 214 УК (вандализм), при этом обвинение по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение религиозной ненависти) с него было снято.

Надписи «Аллах акбар!», «Слава Аллаху!», а также свастика и надпись «Пейте мочу бога» появились возле церкви и у родника в ночь с 25 на 26 июля 2017 года. Сторона обвинения просила приговорить Ушачева за нанесение этих надписей к трем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима. Ушачев и Людмила Попова, первоначально проходившая по делу как подозреваемая, заявляли о непричастности к инциденту и утверждали, что сотрудники полиции добивались от них признательных показаний, оказывая силовое давление.

Адвокаты Ушачева настаивали на его оправдании. Они утверждали в суде, что на записях камер видеонаблюдения невозможно было рассмотреть лица вандалов; не подтверждался факт пребывания Ушачева и Поповой на месте преступления детализацией переговоров и показаниями свидетелей; выводы эксперта-лингвиста говорили не в пользу того, что авторы надписей осознавали их содержание; выводы эксперта-психолога касались надписей как единого целого, хотя не была доказана принадлежность каждой из них одному автору. Кроме того, сами представители Свято-Вознесенского собора заявили, что «это просто пакости», а не серьезное преступление.

Суд решил, что нанес надписи именно Ушачев «с целью оскорбления религиозных чувств верующих людей», сознавая, что в церковь и к роднику приходит большое число православных. В то же время, по мнению суда, инкриминированные ему действия совершались из хулиганских побуждений, а не по мотивам религиозной ненависти или вражды. В итоге по ст. 282 УК челнинец был оправдан с признанием права на реабилитацию, а обвинение по ст. 148 УК было переквалифицировано с ч. 2 на ч. 1 (исключено указание на совершение действий в местах, специально предназначенных для проведения богослужений). С учетом того, что Ушачев более чем полгода провел под стражей (сначала в СИЗО, а с декабря - под домашним арестом), после вступления приговора в силу назначенное наказание будет считаться отбытым.

Мы полагаем, что описанные деяния достаточно было бы квалифицировать по ст. 214 УК (в случае установления мотива ненависти - по ч. 2 этой статьи). Понятие "оскорбление чувств верующих", введенное в чч. 1 и 2 ст. 148 УК, с нашей точки зрения, не имеет юридического смысла и должно быть удалено из кодекса.

Ссылки на данную статью [2]