Русский национализм и ксенофобия. Итоги февраля 2020 года

В феврале 2020 года нам известно только об одном нападении, мотивированном национальной ненавистью: пострадал приезжий из Узбекистана в Санкт-Петербурге. Можно отметить также оскорбления и угрозы от активистов «Мужского государства» и других интернет-пользователей, которые получили российские девушки, снявшиеся в клипах с порносценами немецкого музыканта Тилля Линдеманна. Всего с начала года, по нашим данным, от идейно мотивированного насилия пострадало четыре человека, еще двое получили угрозы убийством.

В феврале были отмечены случаи рейдов казачьих патрулей на крупнейшем рынке Екатеринбурга «Таганский ряд» в микрорайоне «Семь Ключей», где проживает много выходцев из Китая. Патрули «проверяли на коронавирус» только приезжих из азиатских стран. По словам атамана некоммерческого партнерства «Уральское казачество» Геннадия Ковалева, аналогичные патрули вышли на улицы Рязани и Тулы.

В феврале мы знаем только об одной попытке напасть на православный храм. В ночь на 1 февраля злоумышленник попытался поджечь Петропавловский храм в поселке Веселый Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Всего с начала года мы знаем о двух случаях идейно мотивированного вандализма.


Националисты участвовали в компаниях в связи с предстоящим изменением Конституции. 15 февраля в Москве на Суворовской площади прошел митинг «За проведение Референдума по поправкам в Конституцию и смену курса развития страны, против узурпации власти», который проводила коалиция «Левого фронта», «Партии дела», движения «Новороссия», «Другой России» и др. На митинге, помимо прочих, выступили Владимир Квачков, Игорь Стрелков («Новороссия»), Максим Калашников («Партия Дела»), Михаил Аксель («Другая Россия»), Михаил Бутримов (Российский общенародный союз). В митинге также участвовали представители Национал-демократической партии, стоявшие со своей символикой и баннером «Пустите русских в Конституцию»,  сторонники организаций «Идентаристы России» и «Молодежного авангарда русских социалистов» (МАРС), недавно устроившего в Санкт-Петербурге шествие под антимигрантскими лозунгами. Всего митинг собрал, по оценкам МВД, не более 300 человек.

В Санкт-Петербурге «Идентаристы России» активно выступали против создания музея-института исламской культуры в Доме Брюллова и начали в связи с этим сбор подписей за реставрацию здания и создание там музея «Старого Петербурга» или любого другого учреждения, «связанного с его историей и европейской культурой коренных петербуржцев». В обращении подчеркивается, что основное требование - чтобы будущее учреждение было «без ислама».

29 февраля в Москве состоялся очередной марш памяти Бориса Немцова, который традиционно посетили несколько групп ультраправых. Свою колонну выстроили союзные организации Комитет «Нация и свобода» (КНС) и Ассоциация народного сопротивления (АНС). КНС развернул баннер «Импичмент. Люстрация. Десоветизация» и свои флаги с «соколом Рюрика», а АНС – баннер «За Свободу Родины своей» и зелено-черные знамёна. На марше также присутствовала небольшая группа соратников лидера движения «Черный блок» Владимира Комарницкого (Ратникова), который находится в СИЗО. Эта группа несла транспарант «Свободу Владимиру Комарницкому!». Всего в колонне КНС и АНС шествовало около 40–45 человек, скандировавших общеоппозиционные лозунги, а также «Русский, проснись! Русский, борись».
Отдельно шествовало конкурирующее ультраправое объединение «Третья альтернатива» («Правый блок») с символикой организации, флагом «Института национальной политики» Ивана Белецкого, баннером «Третья альтернатива. Будущее определяем мы» и плакатом «Путин – это война и кризис. Б. Немцов». В колонне шествовало около 35 человек, которые тоже скандировали общеоппозиционные лозунги.
На акции присутствовала и небольшая группа, которая представляла Постоянно действующее совещание национально-патриотических сил России (ПДС НПСР), которая посетила марш для пропаганды своей кампании бойкота голосования по внесению поправок в Конституцию. Активисты стояли с большим плакатом «Бойкот», а Рохлина несла плакат «Свободу Екишеву!». В марше участвовало несколько активистов МАРС.


В феврале нам неизвестны приговоры за преступления ненависти, и мы знаем только один приговор за публичные высказывания. В Воронеже сторонник запрещенной организации «Союз Славянских Сил Руси» (СССР) был приговорен по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремизму) к полутора годам лишения свободы условно с запретом администрирования сайтов за то, что с 2017 года он выкладывал на Youtube ролики «с призывами к насилию над военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов и государственными служащими», а также, подрабатывая таксистом, вербовал своих клиентов в «СССР».

В феврале вступил в силу приговор, вынесенный ранее лидеру известной в 1990-х неонацистской группировки «Легион "Вервольф"» Игорю Пирожку. По версии следствия, в 2014 году Пирожок в Украине, будучи членом запрещенного в России «Правого сектора», под псевдонимом Роман Чирка создал отряд «Хорти». А в январе 2018 года он прибыл в Москву, где, живя на различных конспиративных квартирах, «распространял идеологические и агитационно-пропагандистские материалы "Правого сектора" с целью вовлечения граждан РФ в деятельность организации». При этом известно, что Пирожок сбежал в Россию из Украины, будучи осужден за торговлю оружием; «Правый сектор» после этого утверждал, что исключил его еще в 2014 году. 25 декабря 2019 года суд признал Пирожка виновным в вербовке в экстремистскую организацию и участие в ней (ч. 1.1 и ч. 2 ст. 282.2 УК) и публичном оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК) и приговорил к 4 годам колонии общего режима, а также ограничил его право на пользование интернетом и администрирование групп на 3 года.

Всего с начала года за ксенофобные высказывания было вынесено не менее 4 приговоров, в которых было осуждено 5 человек в Вологодской, Воронежской и Омской областях.

Федеральный список экстремистских материалов в феврале обновился два раза (6 и 20 февраля), в него были добавлены пп. 5006–5009 – антисемитские статьи из газеты «Владимирская Русь» и песни мизогинического содержания.

В феврале в Федеральный список экстремистских организаций под п. 75 была добавлена религиозная группа «Алля-Аят» (название немного варьирует в зависимости от перевода с казахского языка), признанная экстремистской Самарским областным судом 28 мая 2019 года. Деятельность «Алля аят» ранее была запрещена в Казахстане и некоторых российских регионах. Адепты этого учения, основанного в начале 1990-х годов Фархатом Абдуллаевым, проповедуют излечение от всех болезней при помощи прикладывания к телу журнала «Звезда Селенной», произнесения определенной «формулы жизни», потребления специального чая и длительного созерцания солнца. Несколько тяжелобольных жителей региона, ставших последователями «Алля-Аят», отказались от помощи медиков и умерли. Несмотря на то что у государства могут найтись основания для запрета общин «Алля-Аят» и уголовного преследования их организаторов, мы считаем неправомерным как признание экстремистскими материалами выпусков журнала «Звезда Селенной», так и признание религиозных групп «Алля-Аят» экстремистскими организациями.

Не менее пяти человек были наказаны по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение национальной ненависти), соответствующей по составу ч.1 ст. 282 УК. Все они были оштрафованы за публикацию в социальных сетях ксенофобных высказываний, направленных против представителей цыган, всех «нерусских» или неких неназванных этнических групп.

Как минимум два человека были оштрафованы в феврале по ст. 20.29 КоАП (производство и распространение запрещенных материалов). В Чечне местный житель был наказан за републикацию на своей странице в Instagram видеозаписи c нашидом «Мы муджахеды, войско Аллаха», в Калмыкии житель Приютненского района – за републикацию на своей страничке в социальной сети «ВКонтакте» некой неназванной песни из Федерального списка экстремистских материалов.

Два человека были наказаны по ст. 20.3 КоАП (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики и символики запрещенных организаций). Один из них опубликовал в социальной сети «ВКонтакте» изображение со свастикой, второй – заключенный колонии в Липецкой области – демонстрировал собственную татуировку со свастикой.

Данные об уголовных и административных делах мы приводим без учета решений судов, которые считаем явно неправомерными. Наши данные, особенно применительно к КоАП, существенно неполны.