Новости по теме

Госдума приняла в первом чтении пакет поправок о наказаниях за сепаратизм

Фракция КПРФ проголосовала против одного из законопроектов, поскольку сочла вредным введение административной преюдиции к уголовно-правовой норме о призывах к сепаратизму.


22 сентября 2020 года Государственная дума приняла в первом чтении пакет из двух законопроектов о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс (УК) РФ, которые касаются ответственности за сепаратизм и призывы к нему. Законопроекты внесли в Думу в июле депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас.

Законопроекты предусматривают, что ст. 280.1 УК (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ) должна быть дополнена механизмом административной преюдиции: при первом нарушении в течение одного года ответственность будет следовать по новой статье КоАП 20.3.2 с тем же названием. Ч. 1 этой административной статьи будет предусматривать штраф в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей для граждан, от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей для должностных лиц и от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей для юридических лиц. Ч. 2 ст. 20.3.2 будет карать за действия, совершенные с использованием СМИ или интернета, штрафом в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей для граждан, от ста тысяч до двухсот тысяч рублей для должностных лиц и от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей для юридических лиц. В законопроекте указано, что в случае распространения запрещенных сепаратистских материалов следует привлекать к ответственности именно по ст. 20.3.2, а не по ст. 20.29 КоАП о распространении экстремистских материалов. Срок давности привлечения к ответственности по ст. 20.3.2 составит год с момента совершения правонарушения. При этом один из видов санкций по ч. 1 уголовной ст. 280.1 ужесточается: штраф по ней будет повышен и составит от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (сейчас он составляет от ста до трехсот тысяч).

Кроме того, в УК должна быть введена ст. 280.2 (нарушение территориальной целостности РФ), карающая за  "отчуждение части территории Российской Федерации или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации), направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации" при отсутствии признаков преступлений, подпадающих под ст. 279 и 2801 УК, предусматривает наказание только в виде реального срока – от шести до десяти лет.

Введение административной преюдиции по ст. 280.1 УК для граждан можно было бы расценить как проявление гуманизации уголовного права. Однако, с нашей точки зрения, призывы к изменению границ вообще должны считаться незаконными только в случае, если они совмещены с призывами к насильственным действиям. При этом процедура доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях проще, чем в уголовном судопроизводстве. Таким образом, преследования за призывы к сепаратизму, не связанные с насилием, не прекратятся; возможно, их число даже возрастет. Кроме того, привлекать к ответственности за такие высказывания можно будет и юридические лица. Смысл же введения новой уголовно-правовой нормы в виде ст. 280.2 УК и перспективы ее применения нам пока неясны. Однако следует отметить, что формулировка "иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности" является неопределенной и легко может обернуться расширительной трактовкой и преследованием, в частности, за выражение мнения относительно статуса тех или иных территорий.

Отметим, что фракция КПРФ выступила против введения административной преюдиции к ст. 280.1 УК и проголосовала против законопроекта о поправках в КоАП. По мнению депутата и экс-прокурора Юрия Синельщикова, в действующей редакции ст. 280.1 УК имеет большое профилактическое значение. Введение же административной ответственности в КПРФ сочли, с одной стороны, излишней либерализацией, а с другой стороны – опасной мерой из-за упрощения порядка судопроизводства.

Ранее для приведения в соответствие с обновленной Конституцией, в которой был закреплен "принцип о защите суверенитета и территориальной целостности государства", была внесена поправка в федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности". Она вступила в силу 11 августа 2020 года.

Ссылки на данную статью [3]