Новости по теме

В Крыму снова сочли песню "Червона калина" экстремистской атрибутикой

Жительницам Крыма назначили арест и штраф за исполнение украинской песни.


3 октября 2022 года МВД по Республике Крым сообщило, что один из судов региона привлек к ответственности двух местных жительниц по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП (дискредитация использования вооруженных сил) и ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование символики экстремистской организации). Речь идет о финалистке конкурса "Миссис Крым – 2022" Ольге Валеевой и ее подруге Виктории Амаргалиевой, которые спели украинскую песню "Червона калина" и опубликовали видеозапись в сторис в Instagram. Одну из них, имеющую несовершеннолетних детей, оштрафовали на 40 тысяч рублей, а другую арестовали на 10 суток.

Это уже второй случай привлечения к ответственности за исполнение песни "Червона калина" в Крыму. Ранее аресты и штрафы были назначены участникам свадьбы в Бахчисарае, на которой диджей включил эту песню. Тогда привлеченный правоохранительными органами к делу специалист заявил, что "Червона калина" является боевой песней, то есть атрибутикой, используемой Организацией украинских националистов (ОУН), деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации. Кроме того, дискредитацией использования вооруженных сил России суд счел прозвучавшую в песне строку "освобождать братьев-украинцев от московских оков", которая также, по мнению специалиста, используется запрещенной ОУН.

"Червона калина" – народная песня, современная обработка которой была впервые опубликована в 1914 году. Она использовалась в качестве гимна украинскими сечевыми стрельцами. Позже песню многократно исполняли популярные украинские, российские и другие исполнители. В 2022 году "Червона калина" снова стала популярна как патриотическая песня благодаря исполнению Андрея Хлывнюка.

Известно несколько вариантов этой песни, и наиболее популярные из них не содержат упоминаний "освобождения" от "московских оков" или иных высказываний, которые могут быть, в зависимости от контекста, истолкованы как возбуждение вражды. Судя по распространенному в соцсетях фрагменту исполнения Валеевой и Амаргалиевой, в их версии подобных слов не было, и неясно, на каком основании суд счел этот вариант песни атрибутикой экстремистской организации.

Что касается обвинений по ст. 20.3.3 КоАП, то мы считаем, что введение в законодательство запрета на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом явилось необоснованным ограничением права на свободу выражения мнения, призванным подавить критику политического курса властей. Поэтому преследование по соответствующим статьям за высказывания, не содержащие прямых призывов к насилию, мы считаем неправомерным.

Ссылки на данную статью [6]