Новости по теме

Студент из Калужской области получил реальный срок за осквернение Вечного огня

Кирилл Ефимов приговорен к двум годам лишения свободы за то, что помочился в Вечный огонь и разместил фото в соцсети.


18 августа 2022 года Калужский областной суд вынес приговор 22-летнему студенту из Малоярославца Кириллу Ефимову, обвинявшемуся публичном осквернении символов воинской славы России и оскорблении памяти защитников Отечества, совершенном при помощи интернета (ч. 4 ст. 354.1 УК). Подсудимому было назначено наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, а также дополнительное наказание в виде в виде лишения права на размещение материалов в интернете на три года.

Суд установил, что в ночь с 18 на 19 мая 2022 года нетрезвый Ефимов умышленно помочился в Вечный огонь на площади победы в Калуге. Узнав, что это сфотографировал его знакомый, Ефимов попросил переслать ему фотографию, после чего разместил ее в качестве фото своего профиля во "ВКонтакте".

Обвиняемый был задержан 20 мая и признался в содеянном. Позднее он записал видео с извинениями, в котором сообщил, что не помнит, почему совершил такой поступок, поскольку находился в состоянии алкогольного опьянения. Первоначально дело расследовалось по ч. 3 ст. 354.1 УК, но затем действия Ефимова подверглись переквалификации.

С нашей точки зрения, поступок молодого человека с аморален и достоин общественного осуждения. Однако уголовное преследование оправданно лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества. При этом "осквернение" памятников, даже если понимать под этим термином не только непосредственное их повреждение, в случаях повышенной общественной опасности уже наказуемо по ст. 214 УК (вандализм). Ст. 354.1 УК за осквернение символов воинской славы предусматривает еще более строгое наказание, что кажется нам несоразмерным степени общественной опасности деяния. К тому же, перечень символов воинской славы российским законодательством до сих пор не определен. Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определяемых через столь абстрактные категории, вряд ли отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека. В случаях, когда речь идет о покушениях на репутацию конкретных ветеранов, подобные вопросы могут решаться в порядке гражданского судопроизводства.