Новости по теме

Самарский областной суд оставил в силе решение о запрете частей тафсиров Ибн Касира и ас-Саади

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Отклонены апелляционные жалобы на решение самарского суда о запрете двух томов толкования Корана средневекового автора Ибн Касира и одного тома тафсира современного богослова ас-Саади.


26 января 2021 года Самарский областной суд оставил в силе решение Красноглинского районного суда Самары от 18 августа 2020 года о частичном признании экстремистскими материалами двух авторитетных толкований Корана (тафсиров): второго и третьего тома толкования Ибн Касира (Абуль-Фидаа Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Тафсир аль Куран аль-Азым. Комментарий к Великому Корану Мухтасар (Махачкала: Китаб, 2013-2014. Тт. 2, 3)) и первого тома тафсира ас-Саади (Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана. Облегчение от Великодушного и Милостивого. В 3 т. Перевод с арабского Э.Кулиева (М. Эксмо-Умма, 2014. Т. 1)).

Апелляционные жалобы на решение подавали Совет муфтиев России, издатель Асламбек Эжаев, переводчик Эльмир Кулиев и издательство "Китап". Кроме того, в сентябре 2020 года решение о запрете тафсиров официально осудил пленум Духовного управления мусульман РФ. Теперь адвокаты планируют подать кассационную жалобу.

Иск о признании материалов экстремистскими Красноглинский суд рассматривал с лета 2018 года. Он основывался на экспертизе УФСБ России по Самарской области и первоначально касался также третьего тома тафсира ас-Саади и 10 брошюр из серии "Значение и смысл Корана" (SKD Bavaria Verlag & Handel GmbH, 1999). Специалисты НП "Южный экспертный центр", которые провели по запросу суда психолого-лингво-религиоведческую экспертизу, изучили все эти издания и отметили, в частности, что в них имеются высказывания, направленные на формирование негативного образа лиц, не относящихся к последователям ислама – однако простое определение чужой религии как ложной не может считаться пропагандой исключительности по религиозному признаку.

Вместе с тем во втором и третьем томах тафсира Ибн Касира и в первом томе тафсира ас-Саади специалисты нашли также высказывания с лингвистическими и психологическими признаками возбуждения вражды и ненависти к лицам, не относящимся к последователям ислама; по мнению религиоведа такие высказывания содержат трактовку Корана вне их исторического контекста. В этих же томах эксперты обнаружили "предостережения, запреты дружить с «неверующими», проявлять к ним дружелюбие, относиться к ним с любовью; призывы к насильственным действиям (сражению, военному джихаду) против «кафиров» и подготовке к вооруженному противостоянию", сделанные без учета исторического контекста аятов и даже с указанием на их актуальность для современности.

Мы приветствуем тот факт, что суд принял во внимание аргумент экспертов о том, что утверждения об истинности одной религии и ложности прочих не должны считаться пропагандой исключительности по религиозному признаку, то есть экстремистской деятельностью. Мы также согласны с тем, в "Толковании Священного Корана" ас-Саади содержится ряд высказываний, вольно интерпретирующих аяты Корана, которые можно расценить как одобрение джихада. Однако мы должны заметить, что это достаточно популярное толкование Корана, и негативный эффект от его запрета может превосходить эффект от некоторых содержащихся в нем высказываний.

Что касается тафсира Ибн Касира, то оценки, которые дали эксперты содержащимся в его тексте запретам дружить с "неверующими" и призывам сражаться с ними, кажутся нам не вполне обоснованными. Эксперты отмечают, что такие запреты и призывы содержатся в комментариях, трактующих аяты Корана без учета их исторического контекста. Однако не стоит забывать, что и сам Ибн Касир – не современный автор, а ученый XIV века. Исторические условия написания его текста сильно отличались от современных, и сложно требовать от него полного соответствия современным представлениям о толерантности.

Ранее скандальные попытки запрета Корана в переводе Кулиева, а также сборника коранических аятов "Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе", приводили к протестам мусульман, после чего был принят закон о запрете на признание экстремистскими священных писаний мировых религий. Сборники хадисов суды запрещали вопреки недовольству верующих. Кроме того, ранее в Омске была запрещена книга Эльмира Кулиева о Коране. Дважды запрещен был и один из томов тафсира современных иранских богословов.

Ссылки на данную статью [1]