Новости по теме

Законопроекты о прекращении исполнения постановлений ЕСПЧ приняты во втором и третьем чтении

Госдума выступила за прекращение исполнения постановлений Страсбургского суда в отношении России, вынесенных после 15 марта 2022 года.

7 июня 2022 года Госдума утвердила во втором и третьем чтении два законопроекта об изменении Уголовно-процессуального кодекса (УПК) и других законов. Законопроекты предусматривают прекращение исполнения Россией постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятых после 15 марта 2022 года.

Эти законопроекты внесли в Госдуму 16 мая депутаты Госдумы Павел Крашенинников и Даниил Бессарабов, а также сенаторы Андрей Клишас и Владимир Полетаев; 18 мая они были приняты в первом чтении.

Первоначально предлагалось прекратить выполнять постановления, вынесенные после 16 марта 2022 года, то есть, с дня исключения Российской Федерации из Совета Европы, но ко второму чтению дату поменяли на 15 марта, когда Россия заявила о выходе из Совета Европы.

Первый законопроект исключает из числа новых обстоятельств, по которым возобновляется производство по уголовному делу, установленное ЕСПЧ нарушение положений Европейской конвенции по правам человека. При этом отдельно указывается, что постановления ЕСПЧ, вынесенные после 15 марта, не подлежат исполнению в России, а для исполнения вынесенных до этой даты постановлений российские суды могут использовать УПК в старой редакции.

Кроме того, уточняется, что под новым обстоятельством, по которому возобновляется производство по уголовному делу, может служить не только признание Конституционным судом России какого-либо закона неконституционным, но признание неконституционным любого нормативного акта или его отдельного положения, а также их истолкования Конституционным судом, расходящиеся с использованными в приговоре, определении или постановлении российского суда.

В соответствии со вторым законопроектом, упоминания ЕСПЧ исключаются из законов "О прокуратуре", "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", а также из Уголовно-исполнительного кодекса (УИК), Кодекса административного судопроизводства (КАС), Арбитражного процессуального коде (АПК), Гражданского процессуального кодекса (ГПК). При этом отмечается, что для исполнения постановлений ЕСПЧ, принятых до 16 марта, суды могут использовать старые редакции КАС, АПК и ГПК.

Законопроект предусматривает также, что норма о выплате Генпрокуратурой компенсаций по постановлениям ЕСПЧ будет отменена только с 1 января 2023 года; до этого момента выплаты компенсаций по постановлениям, вступившим в силу до 15 марта, будут производиться, но только в рублях и на счета в российских банках.

Кроме того, в законе "О содержании под стражей..." упоминание писем заключенных в адрес ЕСПЧ предлагается заменить на письма в иные "межгосударственные органы по защите прав и свобод человека".

Напомним, сам ЕСПЧ 23 марта постановил, что Российская Федерация перестанет быть Высокой договаривающейся стороной Европейской конвенции по правам человека только с 16 сентября 2022 года, и суд продолжит рассматривать все жалобы против России, касающиеся событий, произошедших до этой даты. Более того, предполагалось, что Россия обязана будет исполнять принятые в ее отношении постановления ЕСПЧ, вынесенные даже после 16 сентября.

 

Ссылки на данную статью [1]