Новости по теме

Вступил в силу закон 2018 года о процессуальной реформе, предусматривающий новую процедуру запрета материалов

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РОО Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента РОО Центр «Сова».
Вступил в силу предложенный Верховным судом России закон о внесении поправок в процессуальные кодексы. Среди прочего, он затрагивает вопросы судопроизводства по делам "об экстремизме".

1 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства и некоторые другие законодательные акты. Постановление о внесении соответствующего законопроекта в Госдуму было издано Верховным судом 3 октября 2017 года.

Согласно закону, дела о признании материалов экстремистскими и о признании информации в сети запрещенной к распространению на территории России были перенесены из сферы гражданского судопроизводства в сферу административного.

Новая процедура по таким делам прописана в Кодексе административного судопроизводства, поскольку, с точки зрения Верховного суда, именно в рамках административного процесса может быть разрешен вопрос о том, как одновременно дать правовую оценку материалам и обеспечить возможность участия в процессе заинтересованных лиц.

В отношении признания материалов экстремистскими установлена следующая процедура. Исковое заявление подается прокуратурой (речь идет о прокуратурах субъектов федерации и приравненных к ним по уровню) в районный суд по месту обнаружения материалов, их распространения или по месту нахождения организации, осуществляющей их производство. К заявлению прилагаются письменные доказательства, в том числе документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, содержащие соответствующую информацию, или их копии. Суд определяет круг лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение, и в случае их выявления привлекает их к участию в деле. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика, и именно на него возлагаются судебные расходы. Кто может подразумеваться под этим лицом (автор, публикатор, издатель, распространитель, провайдер, администратор соцсети и т.д.), в законопроекте не сказано. Если же такое лицо не установлено, к рассмотрению дела "для дачи заключения" предлагается привлекать омбудсмена (РФ или одного из субъектов РФ). После начала производства по делу судья по заявлению участника дела или по собственной инициативе "вправе принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к экстремистским материалам". А решение об удовлетворении иска подлежит немедленному исполнению, то есть до его вступления в законную силу после отклонения апелляции (сейчас такой ускоренный порядок применяется к запрету организаций как экстремистских).

Процедура признания сетевой информации запрещенной во многом аналогична процедуре о запрете материалов за экстремизм.

Иск подается в районный суд по месту нахождения истца или ответчика. В качестве заявителя могут выступать, как это прописано в ст. 15.3 закона об информации, органы государственной власти или местного самоуправления, организации или граждане, а также Генпрокуратура. Ответчик определяется судом так же, как описано выше. Но в отличие от дел об экстремистских материалах, к участию в рассмотрении дел о запрете информации привлекается не омбудсмен, а Роскомнадзор, причем в обязательном порядке.

Для того, чтобы иск был принят к производству, в нем должно содержаться "обоснование доводов об отнесении размещенной информации к информации, распространение которой в РФ запрещено, с указанием соответствующих норм права". Кроме того, в заявлении должны быть указаны адреса для блокировки, а если доступ к информации ограничен – сведения, "необходимые для получения доступа суда к такой информации". Суд не должен принимать к производству иски, касающиеся сайтов, уже включенных в реестр запрещенных. Положения о возможности ограничения доступа к информации до решения суда и немедленном исполнении решения суда совпадают с изложенными выше.

Ссылки на данную статью [2]