Петиция об отмене "пакета Яровой" отклонена, но некоторые его части предложено уточнить.
19 января 2017 года экспертная рабочая группа, рассматривающая набравшие 100 тыс. голосов петиции Российской общественной инициативы, отклонила предложение об отмене "пакета Яровой". Однако эксперты заявили, что он нуждается в корректировке.
Замминистра связи Алексей Волин заявил на заседании рабочей группы, что в части хранения передаваемых пользователями данных его ведомство предлагает увеличивать сроки хранения поэтапно (с суток до недели, затем до двух недель, до месяца и так далее до полугода), а также не обязывать провайдеров хранить потоковое видео, IPTV, торренты и т. п., что позволит сократить объем хранимых данных в 10 раз.
Рабочая группа также рекомендовала Госдуме рассмотреть вопрос об изменениях в действующие нормативно-правовые акты в части исключения возможности расширительного толкования понятий "миссионерская деятельность", "экстремистская деятельность", "оскорбление религиозных чувств верующих", а Верховный суд призвала информировать суды о недопустимости расширительного толкования этих понятий.
Отметим, что, понятия "экстремистская деятельность" и "оскорбление религиозных чувств верующих" существовали в российском законодательстве еще до принятия "пакета Яровой".
Пакет из двух законопроектов об усилении антиэкстремистских и антитеррористических мер, инициированный сенатором Виктором Озеровым и депутатом Ириной Яровой, был подписан президентом России Владимиром Путиным 7 июля 2016 года. Один из законов предписывает провайдерам хранить информацию о фактах коммуникации граждан и сами звонки и переписку, обязывает организаторов распространения информации в интернете передавать ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей, а провайдеров - расторгать договоры с абонентами, если не будет подтверждаться соответствие их персональных с указанными в договоре. Кроме того, закон существенно ограничивает миссионерскую деятельность: он запрещает миссионерство в жилых помещениях, а также предписывает миссионерам действовать от имени зарегистрированной религиозной группы.
Второй закон касается существенного ужесточения мер наказания за преступления террористической и экстремистской направленности, а также за организацию незаконной миграции, снижения возраста уголовной ответственности за ряд преступлений (преимущественно, террористической направленности). Он также ввел в УК статью о несообщении о преступлении террористической направленности. Помимо этого, введено уголовное наказание за склонение к организации массовых беспорядков. Мы считаем многие вводимые ими нормы излишними и даже вредными. Российская правоприменительная практика не выявила предпосылок к ужесточению мер борьбы с экстремизмом: обвинение практически никогда не запрашивает максимальные наказания по соответствующим статьям, а введение излишне жестоких мер наказания ведет лишь к росту напряжения в обществе. Мы также полагаем, что борьба с экстремизмом и даже терроризмом не требует и не оправдывает новых мер, еще более ограничивающих и так чрезмерно ограниченные в России права – на свободу слова, вероисповедания, на информацию, на личную жизнь.