Новости по теме

При новом рассмотрении суд не признал экстремистской картину Васи Ложкина

Октябрьский районный суд Новосибирска отказал прокуратуре в признании экстремистской картины, получившей известность под названием "Великая прекрасная Россия".


25 февраля 2019 года Октябрьский районный суд Новосибирска повторно рассмотрел исковое заявление прокуратуры о признании экстремистским материалом картины Васи Ложкина, получившей известность как "Великая прекрасная Россия". В удовлетворении иска суд отказал, таким образом не признав картину экстремистской.

Картина, носящая авторское название "Шестая часть суши", была признана экстремистской 29 января 2016 года Октябрьским районным судом Новосибирска вместе с тремя другими изображениями, опубликованными местным националистом Романом Быковым. Когда в 2017 году о решении суда стало известно общественности после того, как жителя Петербурга вызвали в СК из-за того, что он сделал репост этой картины, запрет попытался обжаловать московский предприниматель Алексей Ходорковский, являющийся обладателем прав на использование картины, но суд отказался рассматривать его заявление. В начале 2018 года с просьбой о принесении апелляционного представления на решение суда в прокуратуру Новосибирской области обратился Совет по правам человека при президенте России. Это представление было принесено областным прокурором в июне 2018 года, в качестве заинтересованного лица к процессу был привлечен сам автор картины. После этого, в августе 2018 года, дело было направлено на новое рассмотрение.

Произведение Ложкина представляет собой карту, на которой Россия подписана как "Великая прекрасная Россия", а территории сопредельных государств обозначены пейоративными этнонимами или унизительными характеристиками населяющих их народов. Новое решение суда основано на результатах психолого-линвистическо-культурологической экспертизы картины, проведенной в Новосибирском государственном педагогическом университете. Эксперты пришли к выводу, что изображение действительно содержит обозначения негативных эмоций по отношению к этническим группам, что, однако, не позволяет сделать вывод о том, что они направлены на возбуждение ненависти к человеку либо группе лиц на основе принадлежности к расе, национальности, социальной либо религиозной группе. По словам экспертов, картина представляет обобщенный и утрированный образ мира с точки зрения некоего стереотипного сознания и лишь демонстрирует, что национализм и ксенофобия имеют место в современном российском обществе. В сознании зрителя содержание этого произведения может функционировать по-разному, "вплоть до реализации противоположных смыслов", отметили эксперты. Однако произведение искусства в принципе не выполняет функцию побуждения к действию, заявили они: "...поступок как следствие восприятия и осмысления произведения является показателем неадекватного «считывания» смысла. Трагические инциденты, такие как, например, убийство студентом ростовщика после прочтения романа Достоевского, демонстрируют абсолютную неспособность субъекта к пониманию явлений культуры ... В ряде случаев имеет место клиническая составляющая".

Районная прокуратура в суде утверждала, что отказ от "использования нейтральных терминов" при обозначении национальностей "свидетельствует о демонстрации идей превосходства представителей русской национальности" и просила суд назначить новую экспертизу, в чем представителю ведомства было отказано. Впрочем, неофициально в органах прокуратуры сообщали, что судьба картины не является принципиальным вопросом для ведомства.

Мы приветствуем новое решение суда, поскольку уверены, что картина Ложкина была признана экстремистской неправомерно (подробнее об этом мы писали здесь).

Отметим, что публикации репродукции картины пользователями соцсетей становились поводами не только к административным, но и к уголовным преследованиям.

Ссылки на данную статью [4]