Новости по теме

"Комсомольская правда" - за этнические чистки?

2 августа 2006 года "Комсомольская правда" опубликовала статью Дмитрия Стешина "Дочь священника кричала ОМОНу: "Не бейте папу, он меня защищать пришел!", которая фактически оправдывает суды Линча и погромы по этническому принципу.

На описании трех крупных инцидентов, произошедших в июне 2006 года в разных концах России - поселке Харагун (Читинская обл.), в городах Сальске (Ростовская обл.) и Сыктывкаре (Республика Коми), - автор пытается доказать: "кавказцы заслужили погромы".

Все персонажи-кавказцы представлены "местными авторитетами" или близкими к ним людьми, азербайджанцы Харагуна (часть из которых, между прочим, граждане России) - "непонятно откуда возникшей в поселке азербайджанской диаспорой" и т.д. и т.п. Фактически изложение всех трех инцидентов, представленное в статье - только и исключительно версия Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). При этом автор использует максимальное количество манипулятивных приемов от легкой недосказанности, которая существенно искажает события, до прямой подтасовки фактов.

Остановимся на событиях, произошедших 22 июня 2006 года на рынке Сыктывкара. В изложении местных СМИ и правозащитников они выглядят следующим образом. Накануне дочь местного священника РПЦЗ подверглась сексуальным домогательствам на местном рынке со стороны торговца кавказского происхождения (Д.Стешин интерпретирует это как попытку изнасилования). На следующий день после инцидента отец девочки с несколькими знакомыми (священниками и прихожанами) пошел "поговорить" с хозяином палатки. Через четверть часа после этого на рынок вошла "группа поддержки", возглавляемая лидером сразу нескольких праворадикальных организаций Коми (в том числе и ДПНИ) Юрием Екишевым, находящимся в данный момент под судом по обвинению в возбуждении национальной ненависти. Эта группа представляла собой толпу в три десятка мужчин (в числе которых - ветераны Афганистана и Чечни), как минимум один из которых был вооружен железным прутом. ОМОН, у которого были сведения о некоей готовящейся антикавказской акции (что неудивительно - ДПНИ официально заявляло о подготовке серии "антимигрантских" выступлений задолго до 22 июня) оперативно задержал этих людей, действительно применив при этом чрезмерную силу. Дела задержанных рассматривались в административном порядке, и некоторые из задержанных (но не отец девочки) были подвергнуты административному аресту.

Д.Стешин приводит версию отца девочки: "Три худосочных батюшки (один из этих "худосочных" - бывший омоновец, воевавший в Чечне, - ред.) пришли громить рынок. И для этого взяли с собой ребенка. Милиция, конечно, не могла не отреагировать", не излагая подробностей, зато приписав про "300 вооруженных палками торговцев". Административный процесс против задержанных представляет как уголовный и т.п.

Основной упор делается на то, что пострадавшая - дочь православного священника ("неземное создание с глазами раненого олененка"), и все "антикавказские" участники конфликта - русские, православные, священники-подвижники и люди, близкие к Церкви, оскорбленные мусульманами (особого повода упомянуть о "мусульманах" у Д.Стешина не было, поэтому ближе к концу статьи в ней вдруг появляется фраза "Я вовсе не считаю себя ненавистником мусульман"). А "кавказцы" - преступники по определению, поскольку "как правило, уже нарушили наши законы, проживая в России нелегально". Кроме того "не сдают азербайджанцы своих, тем более чужакам. Они жили и будут жить по своим законам, тем более российская милиция им не мешает, а скорее наоборот". Интересно, что возмущение журналиста (в отличие, кстати от позиции священника, который говорит, что "нельзя так обращаться с любыми девочками, в любой стране") сводится к тому, что милиции плевать не на правонарушение, а на то, что "девочка - дочь священника" (т.е. получается, с другими девочками так обращаться можно? - ред.).

Все три инцидента, описанные в статье - действительно серьезны и, бесспорно, каждый из них может (и по нашему мнению, должен) стать объектом расследования (как прокурорского, так и журналистского). Действительно, большинство этнических конфликтов и погромов вырастают из порой малозначительных или серьезных, но бытовых инцидентов, помноженных на бездействие милиции и чиновников. Но конфликты эти должны стать объектом именно расследования, а не антикавказской пропаганды, фактически оправдывающей националистическое насилие и подменяющей утверждение "Милиция должна охранять правопорядок вне зависимости от личности нарушителя" прямо подстрекающим к самосуду вопросом "Почему российская милиция всегда с таким рвением вступается за граждан других государств?".

Отметим, что в тот же день статья Стешина стала основой для сообщения "Интерфакс-религия" "В Сыктывкаре торговец попытался обесчестить дочь православного священника", представившего события полуторамесячной давности в качестве актуальной новости.

Ссылки на данную статью [4]