ЕСПЧ удовлетворил коллективную жалобу российских НКО, признанных "иностранными агентами"

Суд в Страсбурге признал, что Россия нарушила право признанных "иноагентами" организаций гражданского общества на свободу объединения и выражения мнения. Среди заявителей был и центр "Сова".

14 июня 2022 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление по делу "Экозащита и другие против России" – объединенной жалобе российских НКО (61 заявитель), объявленных выполняющими функции "иностранного агента", на присвоение им этого статуса и применение к ним различных ограничений и санкций, прописанных в законе об "иностранных агентах". Наделенные статусом "иноагента" НКО столкнулись со значительными трудностями в работе, часть из них была вынуждена прекратить существование, некоторые были ликвидированы государством.

ЕСПЧ счел, что российское правительство не привело относимых к делу и достаточных оснований для создания особого статуса "иностранного агента". При этом на организации, внесенные в перечень "иноагентов", были возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности, для них был ограничен доступ к финансированию, на них стали возлагать непредсказуемые и непропорционально суровые санкции за нарушение закона об "иностранных агентах". Результат таких ограничительных мер, независимо от того, отвечали ли они первоначальному замыслу законодателей или нет, – "устрашающее воздействие", затрудняющее поиск или получение иностранного финансирования любых, даже незначительных размеров, в ситуации, когда возможности получения финансирования внутри страны весьма ограничены, особенно в тех случаях, когда речь идет о чувствительных в политическом или социальном смысле проблемах или непопулярной в стране тематике. То есть эти ограничительные меры нельзя считать "необходимыми в демократическом обществе". Таким образом, ЕСПЧ пришел к выводу о том, что Россия нарушила право заявителей на свободу собраний и объединений, гарантированное ст. 11 Европейской конвенции в свете ст. 10 о праве на свободу выражения мнения.

ЕСПЧ не стал рассматривать жалобу некоторых заявителей на то, что в их отношении были нарушены также ст. 14 – поскольку они подверглись дискриминации из-за своей политической позиции, и ст. 18 – поскольку их право на свободу выражения мнения и свободу объединений было ограничено не в тех целях, которые допускает конвенция. По мнению ЕСПЧ, достаточно было установить, что заявители получили свой особый статус в связи с источником финансирования.

Отдельно суд в Страсбурге указал на то, что Россия нарушила ст. 34 Европейской конвенции, поскольку проигнорировала требование ЕСПЧ приостановить исполнение решения о ликвидации "Международного Мемориала" и ПЦ "Мемориал" по правилу 39 до вынесения ЕСПЧ решения по жалобе на применение закона об "иноагентах", заявителями которой были и эти организации.

ЕСПЧ присудил организациям-заявителям по жалобе или их директорам компенсацию, которую они должны были бы получить от нарушившего их права государства. Центру "Сова", который в конце 2016 года был принудительно внесен Минюстом в реестр "иностранных агентов" и затем оштрафован за то, что не записался туда по собственной инициативе, также была присуждена компенсация – 10 тысяч евро за моральный ущерб, 8210 евро за материальный ущерб, понесенный организацией в силу наложенного на нее штрафа, и 3 тысячи евро в счет судебных расходов.

Приходится с сожалением констатировать, что в результате отказа России от исполнения решений ЕСПЧ, вынесенных после 15 марта 2022 года, ни "Сова", ни другие пострадавшие от применения закона об "иностранных агентах" организации этих компенсаций пока не получат. Более того, сейчас на рассмотрении Госдумы находится новый пакет законопроектов об "иностранных агентах", предусматривающий дальнейшие ограничения для обладателей этого статуса. Но и моральный аспект установления справедливости имеет значение.