В начале марта 2014 года в поселке Смолине Челябинской области была проведена проверка деятельности реабилитационного центра Церкви "Исход".
Официальная версия происходящего такова: религиозная община незаконно удерживает людей, вместо лечения предлагает им помолиться и взимает с родственников по 12 тыс. рублей в месяц.
Проверка была проведена после обращения в прокуратуру родственницы одного из реабилитантов. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 126 УК РФ (похищение человека).
По словам епископа РОСХВЕ Сергея Ряховского, челябинский центр «Исход» относится к одной из евангелических групп, но не связан с РОСХВЕ и не входит в число одноименных реабилитационных центров РОСХВЕ по причине использования программ, предполагающих принудительное задержание (программа «Детокс»), а также взимания платы за лечение. Центры «Исход», окормляемые российскими пятидесятниками, бесплатные и предполагают добровольное лечение.
Известно, что протестантские общины занимаются реабилитацией алкоголиков и наркоманов довольно давно и вполне успешно. Но в последнее время все чаще их деятельность кажется сотрудникам полиции и ФСБ подозрительной.
Самым близким аналогом челябинской проверки можно считать преследование кемеровских протестантов, а также ситуацию, развивавшуюся вокруг деятельности автономной некоммерческой организации «Новосибирск против наркотиков».
Рассмотрим эти примеры.
В июле 2011 года прокурор Осинников Кемеровской области направил в Следственный комитет Новокузнецкого района представление о возбуждении уголовного дела по ст. 239 УК РФ (организация объединения, посягающего на личность и права граждан) в отношении руководителя христианского реабилитационного центра для наркозависимых в поселке Калтан (центр был создан при поддержке фонда «Источник жизни» и Церкви христиан веры евангельской Новокузнецка).
В октябре 2011 года Кемеровский областной суд постановил отказать в удовлетворении иска прокуратуры, не найдя оснований для закрытия центра. В феврале 2012 года, впрочем, прокуратура Кемеровской области вновь потребовала провести проверку деятельности этого центра. В октябре 2012 года было возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников центра В. Иванова и Т. Кадникова, которые в мае 2013 года по решению Новокузнецкого районного суда Кемеровской области были признаны виновными в незаконном удержании реабилитантов. В феврале 2014 года Кемеровский областной суд подтвердил решение суда первой инстанции – приговорить указанных лиц к условному лишению свободы сроком на 3 года.
В Новосибирске в отношении руководителя организации «Новосибирск против наркотиков» и его коллег были возбуждены уголовные дела п по ч. 3 ст. 33, п. «а», «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ (организация похищения человека, совершенного группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений) и по п. «а» ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенного группой лиц по предварительному сговору). По версии следствия, этот центр был создан членами Церкви христиан-пятидесятников "Движение веры". Руководитель организации был приговорен к 4 годам лишения свободы условно, сотрудники реабилитационного центра – к лишению свободы условно на срок 1,5 года и 6 лет.
Мы не знаем, действительно ли в указанных центрах реабилитанты проходили лечение насильно, без их согласия или без согласия их законных представителей, или подобные обвинения безосновательны.
В других регионах России сотрудники ФСБ также проводят проверки реабилитационных центров, открытых протестантскими организациями.
В Ленинградской области в ноябре 2012 года начались проверки в двух протестантских реабилитационных центрах «Новой жизни» - в поселках Котлы и Преображенка Кингисеппского района. 21 декабря 2012 года в отношении реабилитационного центра «Новая жизнь» в Котлах Ленинградской области было возбуждено уголовное дело по ст. 330 УК РФ (самоуправство). Дело было возбуждено после заявления одного из реабилитантов, которого, по его словам, насильственно удерживали в центре.
Волонтеры же центра обратились в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру РФ с жалобами на действия сотрудников полиции во время проверок и с заявлениями о возбуждении уголовных дел по ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища) и ст. 286 (превышение должностных полномочий). 26 апреля 2013 года Кингисеппский городской суд удовлетворил иск Церкви «Новая жизнь» к правоохранительным органам и признал незаконным отказ в возбуждении уголовного дела по факту незаконного проникновения в жилище сотрудниками полиции. 30 июля 2013 года Ленинградский областной суд подтвердил решение суда первой инстанции.
В Ростовской области в мае 2013 года прокурор Неклиновского района обратился в суд с требованием запретить деятельность местной религиозной организации Таганрога - Церкви христиан веры евангельской "Исход". Речь шла как раз о реабилитационной деятельности. 21 мая 2013 года Неклиновский районный суд Ростовской области, впрочем, признал требования прокурора несостоятельными и прекратил производство по делу.
22 августа 2013 года Ростовский областной суд также отменил решение Шахтинского городского суда от 4 июня 2013 года о ликвидации реабилитационного центра евангельских христиан-баптистов в пос. Дувановка Шахтинского района. Судебная коллегия не нашла нарушений в деятельности религиозной группы, основавшей этот центр помощи нарко- и алкозависимым.
Однако 22 марта 2014 года вновь была проведена внеплановая проверка – сотрудники прокуратуры, уголовного розыска, УФМС, ФСБ города Шахты Ростовской области без предъявления служебных удостоверений, применив силу, ворвались на территорию реабилитационного центра и увезли собравшихся там в отделение полиции. Протестанты направили в Ростовскую областную прокуратуру жалобу на действия правоохранительных органов.
Приведенные примеры, нередко связанные с агрессивной позицией районных прокуроров и нарушением должностных полномочий сотрудников правоохранительных органов, убеждают в том, что проверки реабилитационных центров, открытых представителями протестантских организаций, можно расценивать как гонения на религиозные меньшинства в России.
Подобной позиции придерживаются не только лидеры протестантских организаций, в частности, епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский, но и религиовед Роман Лункин, подчеркивающий, что «преследование реабилитационных центров для наркозависимых по религиозному признаку стало общепринятой практикой в регионах с середины - конца 2000-х годов». По его мнению, гонения включают и «политический аспект», связанный с государственной поддержкой независимых программ реабилитации и возрастающим интересом к этой же теме Русской православной церкви.