И.Агафонов. Борьба против разжигания межрелигиозной розни поможет объединить представителей общественных организаций различной направленности и сформировать гражданское общество

На сайте "Единое Отечество" опубликована статья И.Агафонова "Возбуждение межрелигиозной розни как объект судебного преследования", отражающий, по утверждению представителей Союза православных граждан, официальную точку зрения СПГ.
Автор рассматривает применение на практике статьи 282 Уголовного кодекса РФ, преследующей публичные действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства людей по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, отношения к какой-либо социальной группе.

И.Агафонов отмечает, что до сих пор применение этой статьи касалось в основном возбуждения межнациональной вражды. При этом, считает автор, пока "нет оснований говорить о надлежащем исполнении государственной властью своих обязанностей по преодолению националистических и иных экстремистских тенденций, открыто разжигающих в обществе внутреннюю рознь".

К настоящему моменту в России три уголовных дела возбуждены по факту разжигания религиозной вражды. Во-первых, дело против издателя журнала "Витязь" Виктора Корчагина, обвиняемого в выпуске номера журнала, все материалы которого направлены "на разжигание вражды в отношении евреев и кавказцев; возбуждение религиозной вражды в отношении христиан, включая православных, в отношении иудеев и мусульман; унижение национального достоинства евреев, лиц кавказских народностей и русских; пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, исключительности и превосходства древнерусского язычества над всеми другими религиями".
Во-вторых, дело против участников и организаторов выставки "Осторожно, религия!" в Музее им. А.Сахарова. В-третьих, дело, возбужденное по факту одной из публикаций "Информационного бюллетеня "Радикальная политика".
Кроме того, по информации И.Агафонова, Кемеровская областная прокуратура сейчас изучает материалы по факту распространения журнала "Перун", где были опубликованы рисунки, расцененные правоохранительными органами как призыв к расправе "над христианами и инородцами". Ни одно из дел, подчеркивает автор, не имеет ясной судебной перспективы.

Возбуждение этих дел, отмечает И.Агафонов, вызвала неоднозначную реакцию в обществе: "Линия разделения противников и сторонников активного применения закона прошла поперек общепринятых общественно-политических границ". Так, например, в деле В.Корчагина ""Союз православных граждан" и "Радонеж", традиционно причисляемые либеральными исследователями к категории "православных националистов", выступили не только с конфессиональных позиций, но и с позиций осознанного осуждения агрессивного национал-экстремизма". Процессы вызвали дискуссию и в самих националистических кругах: руководитель "Черной сотни" Александр Штильмарк не только не откликнулся на просьбу В.Корчагина о поддержке, но и выступил с открытым письмом, где пообещал расстрелять Корчагина со товарищи в случае прихода к власти.

При этом, обращает внимание автор, "антиклерикальная активность, как и противодействие ей, не имеет четко выраженных политических границ". Например "фашиствующий язычник Аратов" издал сборник "Будни святой РПЦ", объединяющий статьи либеральных исследователей деятельности Церкви. Исходя из вышесказанного, И.Агафонов заключает: "Проявления агрессивного антиклерикализма, оскорбления религиозных чувств, подобные вышеприведенным в любом случае не оставят верующих безучастными, отказаться от защиты своих святынь их не заставит никакая идеология. А бездеятельность прокуратуры и судов формирует стойкую убежденность в том, что свою веру надо защищать собственными силами, не надеясь на государство и закон".

Таким образом, борьба за соблюдение закона, считает автор, "способна реально объединить представителей разных религий, разных политических взглядов; безусловно, сама по себе такая деятельность может способствовать общественной консолидации и повышению уровня толерантности в обществе". Такая активизация деятельности, направленной против разжигания религиозной розни, подчеркивает И.Агафонов, не указка государственной власти, а "результат деятельности общественных организаций совершенно разной направленности, вынужденных преодолевать сопротивление бюрократических структур, это - показатель реальной заинтересованности общества в преодолении экстремистских тенденций и в использовании социальных возможностей конфессий". Задача правозащитных организаций различной направленности - добиться "исполнения государством своих обязанностей по пресечению нарушений закона, по защите общественных интересов", что может помочь формированию гражданского общества.

Ссылки на данную статью [1]