Опубликован проект Концепции вероисповедной политики России, подготовленный Историко-правовой комиссией РПЦ

На сайте Государство и религия в России опубликован проект Концепции вероисповедной политики России, подготовленный Историко-правовой комиссией РПЦ в апреле 2003 г. Отметим, что в мае вследствие известных решений Священного Синода тогдашний глава Историко-правовой комиссии митр. Мефодий оставил этот пост. Вместе с ним ушел из Комиссии и ее ответственный секретарь, кандидат юридических наук И.А. Куницын - собственно, автор данной концепции. Как сказано в документе, "Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов с интересами конфессий и отдельных религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, налаживания их всестороннего сотрудничества".

Как отметил И.А. Куницын, "работа над документом велась с учетом ранее опубликованных аналогичных проектов, в том числе разработанных Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции РФ по г.Москве в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В.Н., кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а также проектов федеральных законов по данной теме".

Проект состоит из пяти разделов:

1. "Основные понятия". В частности, даны определения понятий "традиционные конфессии" ("конфессии, внесшие существенный исторический вклад в создание и развитие государственности и культуры России, способствовавшие формированию и сохранению национально-культурной идентичности и самобытности народов Российской Федерации, имеющие широкую общественную поддержку, финансируемые за счет источников, находящихся на территории Российской Федерации и признанные традиционными в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящей концепцией") и "новые религиозные движения" ("группы последователей самостоятельных религиозных учений, в том числе возникших в результате религиозного синкретизма и новой трактовки других религиозных учений, существующие не более 100 лет").

2. "Современная религиозная ситуация в Российской Федерации". Констатируется, что "устранение негативных факторов современной религиозной ситуации в Российской Федерации невозможно без государственного содействия укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и привлечения потенциала традиционных конфессий к деятельности на благо всего общества".

3. "Основы вероисповедной политики России". Закрепляется светский характер государства, "право каждого человека на свободу совести, отделение религиозных объединений от государства и равенство религиозных объединений перед законом". В то же время, отмечается, что "основы вероисповедной политики России, установленные настоящей концепцией, не исключают определения приоритетов в сотрудничестве с конфессиями и отдельными религиозными объединениями в соответствии законодательством Российской Федерации и положениями настоящей концепции".

4. "Приоритеты вероисповедной политик России". Вводится делении "традиционных конфессий" на "федеральные" ("признанные в качестве традиционной федеральным законом") и "региональные" ("признанная в качестве традиционной законом субъекта Российской Федерации по представлению главы высшего органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации"). Определяется, что "федеральным законом могут быть предусмотрены особенности правового статуса федеральных традиционных конфессий. Правовой статус Федеральной традиционной конфессии распространяется на всю территорию Российской Федерации". "Федеральными традиционными конфессиями" объявляются "конфессии, исповедующие Православие, Ислам и Буддизм".

5. "Особенности вероисповедной политики России в отдельных сферах". В частности, предусматривается "реабилитация религиозных объединений, подвергшихся политическим репрессиям" в советский период, что "выражается в признании их исключительной роли в жизни общества и справедливом восстановлении их прав на основании федерального закона" (включая и право "на имущество, религиозного назначения, находившееся у них во владении до его изъятия на основании официальных, в том числе секретных, документов органов государственной власти и партийных органов Российской Социалистической Советской Республики и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на территории Российской Федерации"). Кроме того, предусматривается "содействие" государства "традиционным конфессиям" "в сферах культурного просвещения, образования, благотворительности, социального обслуживания населения, а также в иных сферах, имеющих высокую общественную значимость" (с этой целью государство "предоставляет им и создаваемым ими юридическим лицам налоговые и иные льготы"). Отметим, наконец, что в соответствии с проектом, "в целях реализации прав граждан на свободу совести, решения воспитательных задач, культурного просвещения и укрепления патриотизма традиционные конфессии сотрудничают с Вооруженными Силами Российской Федерации, а также пенитенциарными учреждениями, на основе соглашений, заключаемых между соответствующими традиционными конфессиями и уполномоченными органами государственной власти".

7 марта 2004 г. опубликован несколько обновленный вариант концепции, сохранивший, однако, основные ее принципы в силе.

Проект Концепции вероисповедной политики России / Автор - к.ю.н. И. Куницын, вариант от февраля 2004 г. // Там же. 2004. 7 марта.

Комментарий: Проект Концепции направлен в первую очередь на то, чтобы легализовать и регламентировать понятие "традиционная конфессия", и в этом смысле является продолжением тех вариантов концепций, которые предлагались в 2001 году Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и кафедрой религиоведения Российской Академии госслужбы (РАГС).
Тогда рассматривалась коллизия между понятиями "традиционная религия" и "традиционная религиозная организация". В новом проекте предлагается такое решение - ввести понятие "традиционная конфессия", где "конфессия" определяется как совокупность религиозных объединений (и созданных ими организаций), объединенных вероучением и канонической и юридической субординацией (тогда примерами конфессий будут РПЦ, РПАЦ, Совет муфтиев и его мусульманские общины, ЦДУМ и его мусульманские общины, и так далее).
Есть и определение "традиционности" через вклад в культурное развитие, "идентичность и самобытность народов РФ", широкую поддержку и внутрироссийские источники финансирования. Но это не имеет особого значения, так как отдельно заявлено, что федеральными традиционными конфессиями являются только православие, ислам и буддизм. Иудаизм и иные ветви христианства не включаются, то есть проект заужает государственные предпочтения в сравнении с законом о свободе совести 1997 года, в котором говорилось об уважении к христианству, исламу, буддизму и иудаизму. На региональном уровне могут определяться и дополнительные, региональные "традиционные конфессии".
Правда, из концепции непонятно, какие именно конфессии имеются ввиду, например, имеется ли ввиду в рамках православия только РПЦ, но также РПАЦ, РПЦЗ и все истинно-православные юрисдикции.
Далее в концепции говорится о сотрудничестве государства именно с "традиционными конфессиями", только их ценности признаются важными для государства и общества, именно их должно приоритетно развивать государство. Именно им предлагается содействовать "в сферах культурного просвещения, образования, благотворительности, социального обслуживания населения, а также в иных сферах, имеющих высокую общественную значимость", именно им полагаются налоговые льготы, безвозмездная передача имущества и земли, создание для их поддержки внебюджетных фондов. Именно о них государство обязано распространять знания, в том числе через систему образования, а также учитывать их ценности в разработке иных учебных программ гуманитарного характера, даже историю религий положено преподавать только по согласованию с "традиционным конфессиями". Они же осуществляют свою "культовую и иную деятельность" в армии и в пенитенциарной системе, в то время как верующие, принадлежащие к другим религиозным объединениям, в обоих случаях могут, если им разрешат, осуществлять культовую (только) деятельность только за свой счет.
Единственная сфера, в которой государство призвано относиться к религиозным объединениям без привилегий, это реабилитация за политические преследования путем реституции собственности (сам термин "реституция" не употребляется). Правда, предполагается правопреемство благополучателей по отношению к репрессированным объединениям, а с этим у всех крупных религиозных объединений в России есть более или менее серьезные проблемы, в том числе и у РПЦ, но особенно - у объединений мусульман, иудеев и ряда других.
Проект предполагает активную "вероисповедную политику", диктуемую государству в том числе и такими далекими от религии факторами, как обеспечение обороноспособности (связь между обороноспособностью и религией проект не проясняет). Государство призвано предотвращать конфликты, причем не только между религиозными конфессиями, но и внутри них, то есть речь идет о санкционировании вмешательства.
При этом проект концепции неоднократно подчеркивает приверженность конституционным принципам свободы совести и равенства религиозных объединений перед законом. Общая идея - приоритетное сотрудничество государства с "традиционными конфессиями" не должно умалять прав остальных.
Стоит отметить, что проект не употребляет термин "секта", а использует термин "новое религиозное движение", определяя его как движение, существующее не более 100 лет. Про такие движения говорится, что криминальная деятельность некоторых из них представляет собой "угрозу национальной безопасности" и "посягает на религиозную и культурную самобытность народов России", хотя это никак не разъяснено, а про криминальную же деятельность в рамках "традиционных конфессий" того же, конечно, не утверждается. Правда, в следующем пункте, где говорится о неких внешних силах (связываемых с глобализацией), использующих деятельность религиозных объединений против России, "новизна" этих объединений уже не упоминается.
Проект подчеркивает светскость государства, но не вносит ясности в это непростое понятие. Сказано следующее:
"Религиозные, философские и другие учения, носящие мировоззренческий характер, не могут устанавливаться в качестве официальных или обязательных. Государство не финансирует осуществление культовой деятельности религиозных объединений и не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений".
В тексте не прояснятся, насколько широкий круг мировоззренческих установок не может устанавливать государство, в том числе и в системе образования. И прояснить это, видимо, не так просто. Например, осуждение такого мировоззренческого учения, как нацизм, государство устанавливает, но ведь и антинацизм носит "мировоззренческий характер". Непонятно также, что является "антирелигиозным учением", например, является ли таковым дарвинизм, который преподают в школе в обязательном порядке. Если же понимать под "обязательностью" только официальную государственную идеологию, то таковая и так запрещена Конституцией.

См. также:
Куницын И. Уничтожение религиозной идентичности народа: требуется защита // Радонеж. 2004. 25 февраля. (В этой статье И. Куницын провозглашает необходимость "защиты религиозной идентичности народа" России и решения проблем государственно-конфессиональных отношений "в контексте глобальных проблем" на основе наделения "традиционных" конфессий особым правовым статусом.)
Что такое вероисповедная политика? // Радонеж. 2004. 15 апреля. (Беседа с И.А. Куницыным.)
Куницын И. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС // НГ-Религии. 2004. 2 июня 2004.
Ссылки на данную статью [2]