В Вене завершилась конференция ОБСЕ, посвященная законодательству о преступлениях ненависти

4-5 мая 2009 года в Вене прошла конференция ОБСЕ "Преступления на почве ненависти — эффективное выполнение законодательства".

Конференция открылась вступительным докладом профессора Фреда Лоуренса (США), лейтмотивом которого стала актуальность самой проблемы политического признания государствами наличия у них преступлений ненависти. Именно подобное политическое признание проблемы, по мнению докладчика, и является первым шагом к ее решению.

В своем докладе г-н Лоуренс затронул такие проблемы как понятие преступления ненависти, ответственность государства за предоставления навыков и возможностей расследования этих преступлений, необходимости специальной подготовки полицейских, прокуроров и судей для адекватного распознавания и преследования преступлений ненависти. При этом докладчик особое внимание уделил проблеме соотношения необходимого преследования за насильственные расистские преступления (включая вандализм в отношении религиозных объектов) и сохранения фундаментальных свобод (в первую очередь — свободы выражения). Одной из наиболее актуальных задач, связанных с решением проблемы адекватного преследования преступлений ненависти докладчику видится проблема включения в процесс защищаемых групп.

В ходе конференции работало три тематические сессии.

Сессия 1. Законодательство против преступлений на почве ненависти, в ходе которой рассматривались следующие вопросы:
- Различные варианты законодательства против преступлений на почве ненависти в регионе ОБСЕ;
- Преимущества разработки конкретных законов, призванных решить проблему преступлений на почве ненависти;
- Включение перспективы жертвы преступления;
- Необходимость сбора статистических данных;
- Сотрудничество с гражданским обществом.

Вводным докладом для этой сессии стал доклад Илзе Брандс Керис (Латвийский центр по правам человека, Латвия), посвященный законодательству по противодействию преступлениям на почве ненависти в этой стране, который дал начало дискуссии о различиях в подходах к проблеме в законодательствах разных стран (в частности, прозвучали выступления, посвященные соответствующему законодательству Украины, США, Канады, Бельгии, Турции). Было отмечено, что законодательства государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, в частности, до сих пор несет на себе отпечаток законодательства СССР и, например, в ряде постсоветских государств по-прежнему в статьях Уголовного кодекса совмещены расистские пропаганда и насилие, что затрудняет учет именно насильственных преступлений (в частности, ст. 282 УК России, ст. 78 УК Латвии и др.)

Затем участники дискуссии коснулись целого ряда проблем, связанных с применением законодательства — необходимость ясных инструкций для полиции, необходимость транспарентной и прозрачной статистики как по количеству преступлений, так и по количеству жертв. Отдельная дискуссия возникла между представителями Центра "СОВА" (см. текст выступления на русском и английском языках) и официальной делегации Российской Федерации о необходимости и возможности статистической фиксации подозрения на мотив ненависти при регистрации факта преступления.

Отдельным особо обсуждаемым вопросом стал вопрос защиты жертв расистских нападений и реакции групп, подвергающихся систематическим нападениям на это насилие. Именно в этой части дискуссии была особенно подчеркнута общественная опасность преступлений ненависти, как направленных не только на конкретного человека, но и на все группу, к которой нападавшие относят жертву. Запугивание, отказ от социализации, криминализация групп — вот далеко не полный список трагических последствий преступлений ненависти для групп.

Вторая сессия "Совершенствование путей расследования и уголовного преследования преступлений на почве ненависти" была посвящена обсуждению следующих вопросов:
- Вызовы, сопряженные с правильным выявлением преступлений на почве
ненависти;
- Пути наращивания потенциала полиции и прокуратуры в деле доказательства мотива преступления;
- Организационные вопросы, связанные с совершенствованием правоохранительной деятельности;
- Проблемы, связанные с доказательством мотива преступления, включая примеры возможных решений;
- Роль гражданского общества, как партнера и механизма усиления подотчетности.

С вводным докладом на этой сессии выступила Анита Соболева (ЮРИКС, Россия), которая особое внимание уделила отношению представителей правоохранительных органов к жертвам и государственной системы в целом — к участникам антирасистских процессов. Главным лейтмотивом ее выступления стала убежденность в том, что главным фактором эффективного расследования преступлений на почве ненависти является желание это преступление расследовать.

В дальнейшем участники дискуссии затронули проблемы распространения расистских предубеждений в полицейской среде (здесь вновь возникла небольшая дискуссия относительно оценки ситуации в России между представителями российской официальной делегации и основным докладчиком и Центром "СОВА"), а также вопросам позитивного опыта переподготовки полицейских и прокуроров для расследования преступлений ненависти. В частности, был представлен позитивный опыт Великобритании, где существует целая система тренингов и квалификации сотрудников полиции. Представитель Великобритании особенно подчеркнул значимость гражданского общества в этой работе. В частности он отметил, что государство не располагало никакими методиками и статистикой для работы с общиной рома. И именно привлечение НПО — их данных и их опыта работы позволили изменить ситуацию в работе полиции. В дискуссии был также представлен позитивный опыт США — здесь рассматривались вопросы повышения доверия меньшинств к правоохранительным органам.
Один из докладчиков от НПО, профессор Роберт Окли, подчеркнул необходимость помощи международных организаций (в частности, БДИПЧ) для государств, в котором законодательство по преследованию преступлений ненависти находится в стадии становления (например, он отметил позитивный опыт сотрудничества БДИПЧ и полиции Латвии).

Французский опыт заключается в том, что представители жандармерии и полицейских Франции проходят специализированную подготовку под руководством судей по процедурным вопросам борьбы с преступлениями ненависти. Кроме того, во Франции существуют специализированные суды, сфокусированные на рассмотрении именно таких преступлений (к сожалению, выступающий не очертил сферу компетенции подобных судов).

Отдельной проблемой в ходе дискуссии был выделен вопрос специализированной подготовки судей — в силу особенного и как правило независимого положения судейского сообщества в странах региона ОБСЕ. Однако попытки соответствующей подготовки существуют, равно как и существуют соответствующие методические разработки (в частности, в Великобритании).

На третьей сессии - "Особые вызовы, связанные с насильственно настроенными группировками, объединенными общим мотивом ненависти" были рассмотрены следующие вопросы:
- Каким образом действуют насильственно настроенные группировки, объединенные общим мотивом ненависти, и как они вербуют своих членов, в частности, через сеть Интернет;
- Взаимосвязь между насильственно настроенными организованными группировками, объединенными общим мотивом ненависти, и актами насилия;
- Международное сотрудничество правоохранительных органов;
- Применение технологических, юридических и нормативно-правовых средств и механизмов для борьбы с группировками, объединенными общим мотивом ненависти.

С вводным докладом на сессии выступили представители руководства штаб-квартиры жандармерии Франции, в ведении которых находится борьба с террористическими и экстремистскими проявлениями Бенуа Ферран и Жан-Люк Герр. В своих выступлениях они остановились на опыте работы французской жандармерии в борьбе с преступлениями ненависти. В докладе были отмечены новые вызовы для правоохранительных органов в первую очередь из-за развития технологий связи, которые усложняют работу правоохранительных органов, заставляют постоянно искать новые методы борьбы с преступлениями ненависти. Возникают сложности с идентификацией. В настоящее время наиболее эффективны методы расследования преступлений, совершенных группами, а не индивидуальными расистами.

В ходе возникшей затем дискуссии были затронуты такие вопросы как существование и способ функционирования ультраправых группировок — их выход с локального на национальный и вслед за этим — международный уровень активности. Особенно остро встал вопрос противодействия субкультурным группам, осуществляющим расистское насилие и сложившейся инфраструктуры неонацистского насилия (см. об этом выступление представителя центра "СОВА" на русcком и английском языках). Однако безусловно вопросы профилактики насильственных преступлений, в том числе и террористических актов, совершаемых расистскими группировками крайне затруднен, в силу специфики среды. Обсуждался также вопрос перспектив международного сотрудничества — здесь были приведены примеры позитивного международного сотрудничества Германии и пограничных с нею государств. Отдельную дискуссию вызвал вопрос о контроле над Интернетом.

На заключительной сессии били подведены итоги конференции.

Конференции предшествовала встреча представителей НПО, состоявшаяся в первой половине дня 4 мая. На круглом столе были выработаны рекомендации, основанные на практическом опыте НПО-участников обсуждения. Российские НПО на круглом столе были представлены Центром "СОВА" и АНО "ЮРИКС".

В частности, в рекомендациях были отмечены:
- необходимость разработки законодательства, преследующего за преступления ненависти, в тех странах, в которых его еще нет
- необходимость тщательного мониторинга подобных преступлений и неукоснительного их преследования
- необходимость выработки эффективного статистического учета жертв — с целью выявления наиболее уязвимых групп, характерных для конкретных регионов
- необходимость организации соответствующей профессиональной подготовки представителей правоохранительных органов
- необходимость тщательного расследования случаев, в которых сама жертва заявляет о расистском характере нападения
-необходимость выработки системы оценки эффективности деятельности по расследованию и наказанию за преступления ненависти
- необходимость обобщения и распространения позитивных практик межгруппового взаимодействия, направленного на разрушения стереотипов.

По мнению представителей НПО, со стороны БДИПЧ ОБСЕ необходимы
- всемерная поддержка программ по эффективной работе полиции в сфере преследования преступлений ненависти
- организация регулярных встреч представителей государственных уполномоченных органов и представителей НПО
- разработка и распространение комплексных программ по мониторингу преступлений ненависти и обмену информации с правительственными учреждениями для НПО
и ряд других рекомендаций.

Результаты рабочей встречи НПО были озвучены проф. Р.Окли на вводном заседании конференции 4 мая 2009 года.

Публикация материалов конференции планируется БДИПЧ ОБСЕ на сайте ОБСЕ в ближайшие полтора-два месяца.

СМ. также вступительное и заключительное слово директора БДИПЧ г-на Я.Линарчича и пресс-релиз о конференции (все на английском языке).

Ссылки на данную статью [2]