Мы публикуем выступление представителя Центра "СОВА" на первой сессии - "Legislation on Hate Crime" 4 мая 2009 года на конференции ОБСЕ "Преступления на почве ненависти -Эффективное выполнение законодательства" в Вене. С программой конференции (на русском) можно ознакомиться здесь.
Выступление Г.Кожевниковой
Supplementary Human Dimension Meeting on Hate Crimes - Effective Implementation of Legislation
4 - 5 May 2009, Hofburg, Vienna
Уважаемый господин председательствующий, уважаемые участники конференции.
Мне бы хотелось остановиться на проблеме необходимости сбора данных о преступлениях ненависти. Многолетний опыт нашей работы в сфере мониторинга таких преступлений показывает, что наряду с проблемами признания мотива ненависти в совершенном преступлении в России, и далеко не в ней одной, существует серьезный дефицит официального статистического учета подобных преступлений.
Статистические данные, публикуемые представителями правоохранительных органов, непрозрачны и практически не поддаются интерпретации, так как они недостаточно подробны. Вряд ли даже подробные данные по этой теме могут быть закрытой информацией.
В России ситуация усугубляется еще и тем, что в законодательстве преступления ненависти включены в более широкое понятие "экстремизм", которое включает также крайне широкий спектр деяний от террористических актов до интолерантных религиозных и даже политических высказываний. Данные публикуются, как правило, во всей этой категории. А если даже говорится именно о преступлениях по мотиву ненависти, то отсутствует возможность раздельного учета насильственных преступлений и преступлений, связанных с пропагандой ненависти.
Кроме того, фактически, учет ведется не по инцидентам, а по уголовным делам, в которых в качестве обвинения уже присутствует мотив ненависти. Практически нет ни статистики инцидентов, в которых существует подозрение на этот мотив, ни официальной статистики пострадавших в подобных инцидентах. Но сбор и учет такой информации очень важны даже для тех случаев, в которых при дальнейшем расследовании мотив ненависти не подтвердится и/или его не удастся доказать. Во-первых, общество должно получить сигнал, что правоохранительные органы серьезно обеспокоены этой проблемой. Во-вторых, само сопоставление количества инцидентов с подозрением на мотив ненависти и количества заведенных дел, учитывающих данный мотив, способно обозначить масштаб проблемы.
В связи с этим хотелось бы предложить несколько рекомендаций
Для ОБСЕ:
Организовать серию семинаров для сотрудников правоохранительных органов разных стран, посвященных обобщению имеющегося удачного опыта сбора информации и официального статистического учета преступлений ненависти.
Для государств — членов ОБСЕ:
1. Изменить систему учета преступлений так, чтобы подозрение на мотив ненависти могло быть зафиксировано на любом этапе.
2. Публиковать подробную статистику именно по преступлениям ненависти, выделяя разные их виды, регионы, количество пострадавших.
3. Сформировать координирующий государственный орган по противодействию преступлениям ненависти.
4. Поскольку преступления ненависти рассматриваются как особый вид преступности, необходимо сфокусировать соответствующие законы на наиболее опасных видах таких преступлений, что позволит сделать работу правоохранительных органов более эффективной и избежать злоупотреблений и растраты ресурсов.