Свидетели одичания

Предлагаем вниманию читателей заметку Марии Розальской, опубликованную на сайте издания "Сноб".


Этот пост посвящен теме насилия на почве ненависти в отношении одной группы российских граждан, но саму эту группу я не стану пока называть, чтобы не возникло у читателя ложного ощущения, что это к нему никак не относится. Я утверждаю, что в случае этой группы государство на ровном месте создало массовую фобию, выступив фактически субъектом пресловутого возбуждения ненависти.

В 2009 году были неправомерно признаны экстремистскими и запрещены первые несколько материалов, относящихся к этой группе, тогда же было неправомерно запрещено за экстремизм первое региональное отделение этой группы. В официальных СМИ прошла кампания шельмования, кувалдой вбивавшая в сознание аудитории предрассудки против этой группы, раздувая одни ее характеристики, умалчивая о других и сочиняя третьи.

Практически одновременно с этим в ленте новостей Информационно-аналитического центра СОВА появились сообщения о нападениях на почве ненависти на членов этой группы и о случаях вандализма в отношении их движимого и недвижимого имущества. Во всех случаях нападавшими становились не какие-то кровавые злодеи с вытатуированными свастиками во всю спину, а простые люди, иногда - сотрудники правоохранительных органов.

Нападения выглядели не так кроваво, как нападения неонацистов на приезжих из Средней Азии: чаще всего речь шла об ушибах, переломах, синяках. Членов этой группы спускали с лестниц, плевали, толкали, травили газовыми баллончиками, угрожали огнестрельным, травматическим и холодным оружием. Нам известно и о случаях избиения детей одноклассниками за принадлежность к этой группе.

Время шло и нападений становилось все больше. Пик пришелся на 2011 год, когда государство усилило свою борьбу с этой группой сразу по многим фронтам: в нескольких регионах России были возбуждены уголовные дела в отношении членов группы, запрещались все новые материалы и региональные отделения. В Московской области сотрудники Центра по противодействию экстремизму даже провели целевую оперативно-профилактическую операцию "Отступники". Кампания в СМИ продолжалась.

Всего с 2009 года жертвами прямого насилия и угроз оружием стали не менее 156 человек.

Что же за страшные такие люди состоят в этой группе, что простые обыватели при встрече с ними практически теряют рассудок и ведут себя, будто встретили черта или опасное дикое животное? Да обычные люди, что подтвердит любой, общавшийся с ними в повседневной жизни. Да, они имеют свои особенности, но эти особенности, во-первых, не особенней, чем многие характеристики других групп (не кажется же нам поводом для нападения и запрета отрицательное отношение к празднованию Хэллоуина у многих православных? Или их отрицательное отношение к абортам? Или запрет на посещения храма женщинам в период менструации?) Во-вторых, все особенности этой группы носят подчеркнуто мирный, даже пацифистский характер.

Но эти люди носят клеймо “сектантов” и “экстремистов”, про них по телевизору рассказали что-то нехорошее, что конкретно, часто никто и не вспомнит.

Один из последних случаев - нападение на Ивана Беленко в Санкт-Петербурге 8 августа 2015 года. Он стоял на улице и молча ждал, не заинтересуется ли кто-то из прохожих религиозными брошюрами Свиделей Иеговы (да, речь о них, как многие уже, наверное, догадались), разложенными на чемодане. Абсолютно законно и абсолютно мирно. К нему подошла агрессивная женщина и велела убираться, угрожая применить оружие, разрешением на хранение которого она похвасталась. Беленко отказался уйти, и она вызвала “подкрепление” - мужчину, который залил ему глаза газом из баллончика. Из разговоров нападавших потерпевший понял, что этот мужчина - сотрудник каких-то государственных правоохранительных органов, но на прямой вопрос он ответил, что выступает в качестве обычного гражданина. Беленко обратился в полицию, подробно описал произошедшее, внешность своих обидчиков, указал, что нападение произошло в радиусе действия сразу нескольких камер наблюдения, но уголовное дело до сих пор не возбуждено и следственные действия не ведутся.

Свидетели Иеговы сейчас в нашей стране - одна из разрешенных жертв, за нападения на которых почти гарантированно ничего не будет. Кроме само собой разумеющихся соображений о необходимости поддержания законности и гуманности, их судьба важна для всех остальных еще и потому, что на них (и на некоторых других группах) отрабатываются шаблоны, по которым - сознательно или нет - будет расширяться практика незаконного преследования со стороны государства и агрессивных проявлений со стороны граждан в отношении других групп.

Информацию о неправомерном преследовании Свидетелей Иеговы за экстремизм в России можно найти здесь.

Информацию о случаях нападений и вандализма - здесь.

Ссылки на данную статью [8]