Новости по теме

Суд прекратил дело Хованского за истечением срока давности

Видеоблогера обвиняли по статье о публичном оправдании терроризма.

20 июля 2022 года Второй Западный окружной военный суд на выездном заседании в Санкт-Петербурге удовлетворил ходатайство защиты видеоблогера Юрия Хованского о прекращении уголовного дела по ч. 1 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма) в связи с истечением сроков давности привлечения к отвественности. 

Поводом для возбуждения дела стало исполнение Хованским на стриме блогера Андрея Нифедова песни про теракт, произошедший во время мюзикла "Норд-Ост". Текст песни начинался со строчки "«Норд-Ост» – это было ******* [здорово]", а террористы Шамиль Басаев и Салман Радуев были названы в ней "настоящими героями". 

Дело поступило в суд в начале июля. Его возбудили в июне 2021 года –  изначально по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете). Сначала следствие полагало, что Хованский исполнил песню "не позднее 3 июля 2020 года", а затем – что это произошло в 2018 году. Защита видеоблогера настаивала, что песня была исполнена еще в 2012 году. Окончательное обвинение Хованскому предъявили по ч. 1 ст. 205.2 (публичное оправдание терроризма) – по всей видимости, в редакции от 10 декабря 2011 года. По этому обвинению срок давности истек. 

С июня по декабрь 2021 года Хованский находился в СИЗО. Затем ему сменили меру пресечения на запрет определенных действий. 

Мы сомневаемся в правомерности преследования Хованского по ст. 205.2 УК вне зависимости от сроков давности. Хотя исполненная им песня имела очевидно провокационный характер, она, как нам представляется, была призвана не спровоцировать террористическую деятельность, а высмеять дискурс, сложившийся вокруг этой темы, причем как призывы сторонников боевого исламизма, так и запугивание общества в связи с террористической угрозой. Принимая во внимание интонацию песни, аудиторию Хованского и Нифедова, а также пронизанную иронией культуру стримов российских видеоблогеров, мы считаем, что общественная опасность подобного выступления крайне мала. Подобное творчество может звучать оскорбительно для родственников погибших в теракте на Дубровке, и дискуссия на предмет этичности и приемлемости подобного "черного юмора" была бы вполне естественной реакцией со стороны общества. Однако уголовная статья об оправдании терроризма не предусматривает ответственности ни за оскорбления, ни за неэтичную иронию.