Новости по теме

Дело Хованского поступило в суд

Преследование видеоблогера по ст. 205.2 УК может быть прекращено за истечением срока давности.


4 июля 2022 года 2-й Западный окружной военный суд зарегистрировал дело видеоблогера Юрия Хованского, обвиняемого в публичном оправдании терроризма (ч. 1 ст. 205.2 УК). Его преследование может быть прекращено в связи с истечением срока давности. Об этом сообщил руководитель международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков.

Поводом для возбуждения дела стало то, что Хованский исполнил на стриме блогера Андрея Нифедова песню про теракт, произошедший во время мюзикла "Норд-Ост". Текст песни начинался со строчки "«Норд-Ост» – это было ******* [здорово]", а террористы Шамиль Басаев и Салман Радуев были названы в ней "настоящими героями".

Первоначально дело было возбуждено по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете). Сначала следствие полагало, что Хованский исполнил песню "не позднее 3 июля 2020 года", а затем – что это произошло в 2018 году. Защита видеоблогера настаивала, что песня была исполнена еще в 2012 году. Окончательное обвинение Хованскому предъявили по ч. 1 ст. 205.2 (публичное оправдание терроризма) – по всей видимости, в редакции от 10 декабря 2011 года. Срок давности привлечения к ответственности по этому обвинению истек.

С июня по декабрь 2021 года Хованский находился в СИЗО. Затем ему сменили меру пресечения на запрет определенных действий.

Мы сомневаемся в правомерности преследования Хованского по ст. 205.2 УК вне зависимости от сроков давности. Хотя исполненная им песня имела очевидно провокационный характер, она, как нам представляется, была призвана не спровоцировать террористическую деятельность, а высмеять дискурс, сложившийся вокруг этой темы, причем как призывы сторонников боевого исламизма, так и запугивание общества в связи с террористической угрозой. Принимая во внимание интонацию песни, аудиторию Хованского и Нифедова, а также пронизанную иронией культуру стримов российских видеоблогеров, мы считаем, что общественная опасность подобного выступления крайне мала. Подобное творчество может звучать оскорбительно для родственников погибших в теракте на Дубровке, и дискуссия на предмет этичности и приемлемости подобного "черного юмора" была бы вполне естественной реакцией со стороны общества. Однако уголовная статья об оправдании терроризма не предусматривает ответственности ни за оскорбления, ни за неэтичную иронию.

Ссылки на данную статью [1]