Новости по теме

В Федеральный список экстремистских материалов попали песня группы "Порнофильмы" и книга "Женщина в Берлине"

Запрещены песня "Нищих убивай" российской панк-группы "Порнофильмы" и воспоминания Марты Хиллерс о жизни в Берлине в 1945 году.


23 ноября 2021 года в очередной раз обновился Федеральный список экстремистских материалов. Под номером 5225 в него вошла песня "Нищих убивай!" российской панк-группы "Порнофильмы", а под номером 5226 – книга Марты Хиллерс "Женщина в Берлине. Дневник – с 20 апреля по 22 июня 1945 года".

Песню "Порнофильмов" запретил 23 сентября 2021 года Дзержинский районный суд Волгограда по иску заместителя прокурора области. В качестве ответчиков по иску были привлечены опубликовавший песню пользователь соцсети (видимо, несовершеннолетний), и его родители. Основанием послужило исследование, проведенное в экспертно-криминалистическом центре регионального управления МВД. Эксперт сочла, что в песне присутствует негативная оценка "группы лиц, объединенных по признаку происхождения, проживания и социального статуса, – бедные, нуждающиеся, неимущие и малоимущие россияне, не имеющие работы", а также призывы к "обеспеченным, имеющим работу россиянам" осуществлять насилие ("убивать", "истреблять", "уничтожать", "пережевывать", "давить") по отношению к "бедным, нуждающимся, неимущим и малоимущим россиянам, не имеющим работы".

Книга "Женщина в Берлине" была признана экстремистской 6 сентября 2021 года Абаканским городским судом Республики Хакасия. Она представляет собой дневник, написанный немецкой журналисткой Мартой Хиллерс и посвященный опыту женщин в послевоенном Берлине; в книге, в частности, рассказывается об изнасилованиях, которым, по свидетельствам автора, подвергались жительницы Берлина со стороны советских солдат. Дневник был анонимно издан на английском языке в 1954 году и на немецком в 1959 году. В 2003 году, после смерти Хиллерс, мемуары переиздал известный немецкий поэт левого толка Ганс Магнус Энценсбергер; личность автора была раскрыта вскоре после этого. В 2018 году по книге был снят художественный фильм "Безымянная – одна женщина в Берлине" с участием Евгения Сидихина. Русское издание книги вышло в 2019 году.

Из решения суда следует, что проверка книги Хиллерс (как электронной версии, так и бумажного издания, несколько различающихся содержательно) была проведена УФСБ России по Республике Хакасия по заявлению некоего гражданина. Назначенное ведомством комплексное психолого-лингвистическое исследование книги показало, что в ней нет признаков побуждения к совершению насильственных, разрушительных, дискриминационных действий, однако есть признаки возбуждения вражды и ненависти по отношению к представителям Красной армии; психологические признаки возбуждения вражды и ненависти "по отношению к русским как враждебной армии, уничтожающей и разрушающей немецкие города", многочисленные лингвистические и психологические признаки "унижения русского народа". Из проведенного в рамках проверки исторического исследования следует, что в целом приведенные в книге данные о штурме Берлина и организации мирной жизни в городе в 1945 году "полностью соответствуют достижениям современной исторической науки" и "находят подтверждение в исследованиях современных российских историков, которые опираются на верифицированные материалы архивов РФ и воспоминания участников указанных событий". По мнению авторов исследования, это касается, в частности, как субъективных заявлений Хиллерс о насилии, которым подвергались берлинские женщины со стороны красноармейцев, так и общеизвестных фактов о поиске ими трофейного имущества. В то же время "конкретные умозаключения автора не имеют никакого документального подтверждения", что "может привести к искажению общей объективной исторической картины освобождения Берлина", отметили авторы исследования. С их точки зрения, Хиллерс пыталась "экстраполировать свой образ «жертвы сексуального насилия» на весь состав военнослужащих Красной армии, что можно рассматривать как элемент фальсификации исторических событий", а также показывала красноармейцев исключительно в отрицательном контексте, как "насильников", "мародеров" и "грабителей", что противоречит приговору Нюрнбергского трибунала, "где бойцы Красной армии позиционируются исключительно как войны-освободители от диктатуры нацизма в странах Восточной и Центральной Европы". Кроме того, в мемуарах не указаны имена и принадлежность красноармейцев к тем или иным подразделениям, "даже информация о воинских званиях носит предположительный характер"; автор "не ставит вопрос о причинах появления Красной армии в Берлине – превентивной агрессии со стороны нацистской Германии в отношении СССР" и в целом транслирует "стереотипные суждения жителей Берлина о Советском Союзе и Красной армии", которые являлись следствием нацистской пропаганды. "В настоящее время данная работа полностью укладывается в общую концепцию радикальной западной историографии, целью которой является формирование исключительно отрицательного образа исторического прошлого России, в частности девальвации вклада СССР в разгром нацистской Германии. Ознакомление рядового читателя, не владеющего документально подтвержденными историческими фактами может привести к искажению объективной исторической картины Берлинской военной операции и формированию исключительно отрицательного образа бойцов Красной армии", – гласит исследование.

Мы считаем неправомерным запрет этих произведений. Песня "Порнофильмов" является творчески переработанной русскоязычной версией песни Kill the Poor группы Dead Kennedys. Решительно невозможно представить ситуацию, в которой песня "Нищих убивай!" была бы воспринята слушателями буквально – как непосредственный призыв уничтожить малоимущих жителей России посредством нейтронной бомбы. Вполне очевидно, что песня имеет сатирический характер и критикует государственную политику, которую авторы считают антисоциальной, а включенные в текст призывы к насильственным действиям являются языковыми средствами, призванными усилить эффект произведения. "Песня поется от лица представителя элиты, который в комичной форме выражает гиперболизированное презрение к бедным", – пояснила журналистам группа "Порнофильмы". Суду следовало бы при принятии решения по делу не доверяться слепо исследованию, которое трактовало призывы к насилию в тексте как буквальные, а руководствоваться собственным здравым смыслом. Однако, к сожалению, интерпретация художественного творчества в очередной раз оказалась для правоохранительных органов и суда чрезмерно сложной задачей.

Для дневника Хиллерс характерны холодные натуралистичные описания и мрачная ирония, цель автора – передать безжалостную к слабым повседневность разрушенного войной города, жизнь в котором регулируется правилом "человек человеку волк". Что касается претензии вывода экспертов относительно наличия в тексте признаков возбуждения вражды к русским, то слово слово "русские" употребляется в нем в значении "советские", а не для обозначения исключительно этнических русских. Следует также отметить, что автор нелицеприятно отзывается и, скажем, о немецких мужчинах, и в целом живописует не лучшие человеческие проявления. Относительно достоверности мемуаров Хиллерс действительно существуют разные мнения. Еще издание 1959 года было критически встречено в западногерманской печати; автора обвиняли тогда в создании порочащего образа немок, фальсификации воспоминаний и распространении антикоммунистической пропаганды. Впоследствии Хиллерс припоминали, что в довоенный период она поддерживала нацистов. Однако никакой пропаганды нацизма в ее мемуарах мы не обнаружили. Критическую же оценку мемуарам как историческому источнику должны давать профессиональные историки, а не суд, и их возможная недостоверность сама по себе не может служить основанием для запрета на распространение.

Ссылки на данную статью [8]