Новости по теме

Прокурор не утвердил обвинительное заключение по делу хабаровского художника

Дело художника Смольникова вернули в Следственный комитет для проведения психолого-лингвистической экспертизы.


18 ноября 2021 года стало известно, что прокуратура не утвердила обвинительное заключение по делу хабаровского художника Максима Смольникова, известного как Xadad. Дело возвращено следствию для проведения комплексной психолого-лингвистической экспертизы.

Смольникова обвиняют по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете). С мая по сентябрь 2021 года он находился под арестом, затем мера пресечения была заменена на запрет определенных действий.

По словам адвоката, поводом для преследования художника стал пост, опубликованный 31 октября 2018 года в его паблике во "ВКонтакте". В этом тексте Смольников рассуждал о взрыве, устроенном анархо-коммунистом Михаилом Жлобицким в здании УФСБ в Архангельске, в результате которого сам Жлобицкий погиб, а трое сотрудников ФСБ были ранены. По мнению Смольникова, на столь радикальный шаг Жлобицкий пошел из-за репрессивной политики государства и, в частности, из-за пыток, практикуемых сотрудниками ФСИН и ФСБ. С точки зрения художника, этот взрыв похож "скорее на акт самосожжения", а не на "партизанскую атаку или теракт". В конце рассуждения Смольников назвал случившееся "слишком высокой ценой [политической борьбы]" и выразил соболезнования родственникам и знакомым погибшего анархиста.

Перед направлением дела в прокуратуру защита приобщила к делу комплексное психолого-лингвистическое заключение, в результате которого было установлено, что пост Смольникова содержал отрицательную информационную оценку взрыва и что в нем отсутствовали лингвистические и психологические маркеры призыва, высказывания, оправдывающие идеи насилия и иной противозаконной деятельности.

Мы расцениваем преследование Смольникова как неправомерное. Согласно примечанию к ст. 205.2 УК, под публичным оправданием терроризма следует понимать "публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании". В тексте художника ничего не говорилось о том, что идеология или практика терроризма являются правильными и заслуживают подражания, соответственно, мы считаем, что признаков оправдания терроризма в нем не было. Не можем мы усмотреть в нем и признаков "пропаганды терроризма" в соответствии с ее определением в ст. 205.2 УК ("деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности").

Ссылки на данную статью [1]