Новости по теме

Владимир: дело о фильме о скинхедах-антифашистах

20 августа 2012 года Следственное управление СКР по Владимирской области сообщило о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, по признаку принадлежности к социальной группе, совершенные публично) в отношении жителя Москвы антифашиста Андрея Иванова. Признаки преступления усмотрены в фильме Иванова Russian Anti-Racist Skinheads ("Российские скинхеды-антифашисты"), продемонстрированном во владимирском кафе.

Следователи полагают, что это "видеоролик, заведомо для подозреваемого содержащий факты негативной оценки сторонников националистических взглядов, пропагандирующей неполноценность граждан по признаку их принадлежности к социальной группе, и призыв к враждебным действиям по отношению  к «скинхедам»".

По словам адвоката Иванова Светланы Сидоркиной, дело возбуждено еще 6 августа. Экспертно-криминалистический центр УМВД Владимирской области провел психолого-лингвистическую экспертизу. 10 сентября 2012 года Иванов и его адвокат получили возможность ознакомиться с результатами психолого-лингвистической экспертизы по делу. Эксперты пришли к мнению, что фильм "содержит факты, свидетельствующие о негативной оценке человека или группы лиц по признаку социальной принадлежности", в нем содержится "косвенный призыв к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по идеологии", а также сделали вывод, что фильм "пропагандирует неполноценность граждан по признаку их отношения к определенной социальной группе" и "унижает достоинство человека" по тому же признаку.

Любительский фильм "Российские скинхеды-антифашисты" был снят около года назад. Он представляет собой нарезку из фрагментов концертных выступлений групп, в той или иной степени связанных с R.A.S.H. и S.H.A.R.P., и интервью участников этих групп и представителей движения антифа.

Мы не смогли обнаружить в этом фильме открытых призывов к насилию. Большинство участников картины демонстративно аполитично и демонстрирует приверженность традиционной скин-субкультуре, но при этом отдельные персонажи романтизируют уличное насилие. 

"Негативная оценка сторонников националистических взглядов", в фильме, разумеется, имеется, поскольку фильм вообще посвящен антифашистам. Однако вновь напомним, что мы выступаем против включения националистов в список социальных групп, защищаемых антиэкстремистским законодательством, поскольку они не являются уязвимой социальной группой, нуждающейся в защите. 

Кроме того, повторим: мы выступаем за исключение неопределенного понятия "социальная группа" из состава антиэкстремистских статей. Очевидно, что фильм, основными персонажами которого стали трады (то есть скинхеды-традиционалисты) и R.A.S.H. (то есть скинхеды-антифашисты), не может содержать "призыв к враждебным действиям" по отношению к "скинхедам" вообще. Мы полагаем, что следует отказаться от предъявления мотива ненависти к подобным социальным группам.