Новости по теме

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству подверг критике законопроект Клишаса о блокировке почтовых аккаунтов

По мнению главы комитета, законопроект нуждается в серьезной доработке.

11 декабря 2019 года Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству дал отзыв на инициативу группы членов Совета Федерации (Андрея Клишаса, Людмилы Боковой, Александра Башкина, Александра Карлина), которая в октябре внесла в Госдуму пакет из двух законопроектов о поправках в федеральный закон об информации и в Кодекс об административных правонарушениях. С точки зрения Комитета, проект группы Клишаса "нуждается в серьезной доработке".

Напомним, первый из законопроектов предполагал распространение положений ст. 10.1 закона об информации, касающихся мессенджеров, на почтовые онлайн-сервисы. Предлагалось, кроме того, изложить п. 2 ст. 10.1 в редакции, согласно которой организатор распространения информации обязан "в течение суток с момента получения требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти о фактах передачи электронных сообщений, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации, ограничить возможность осуществления пользователем сервиса обмена сообщениями, указанным в этом требовании, передачи электронных сообщений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации". Таким образом, согласно законопроекту, владельцы почтовых сервисов и мессенждеров, вероятно, были бы обязаны блокировать аккаунты пользователей в случае, когда правоохранительные органы фиксировали бы факты передачи ими по электронной почте сообщений с информацией, подлежащей блокировке по суду (т.е. информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность) и информации, подлежащей внесудебной блокировке по запросу Генпрокуратуры (т.е. информации, содержащей призывы к экстремистской деятельности, призывы к массовым беспорядкам или участию в массовых публичных мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу и государству, недостоверной общественно значимой информации, информации организаций, признанных в России нежелательными и линков на все перечисленное).

Второй законопроект был призван распространить административную ответственность по ст. 13.39 КоАП, возложенную на владельцев мессенджеров за уклонение от исполнения обязанностей, на владельцев почтовых сервисов. Напомним, статья предусматривает штраф для граждан от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В отзыве Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству (комитета-соисполнителя) за подписью Павла Крашенинникова на первый из законопроектов говорится, что "предлагаемые к принятию изменения будут иметь значительно более широкие последствия", чем введение дополнительных требований к организаторам сервисов электронной почты. Фактически под действие новых требований закона об информации подпадут "все организаторы всех сервисов в сети «Интернет»: мессенджеры, электронная почта, социальные сети, сетевые игры, сайты, ленд-страницы, магазины, сообщества, чаты и т.д., поскольку все эти сервисы предоставляют своим пользователям возможность обмена сообщениями как индивидуально, так и публично в общедоступной форме". "Таким образом, – отмечает глава комитета, – законопроект необоснованно расширяет действие указанных требований, распространяя их на всех организаторов информационных сервисов, что может значительно увеличить расходы на содержание программного обеспечения, технологическую поддержку для обеспечения возможности проверять содержимое всех сообщений в сети «Интернет» и давать оценку правомерности отправляемых пользователями сети сообщений, что приведет к массовому неисполнению требований закона. В данном случае, государству предлагается ввести правило о нарушении в отношении его граждан постулата о тайне переписки".

В отзыве также отмечено, что "предлагаемые меры по снижению уровня ложного информирования посредством сервиса электронной почты не представляются эффективными", "в том числе потому, что уже введенное в действие аналогичное требование к организаторам сервисов обмена мгновенными сообщениями во многих мессенджерах не исполняется, а там где оно исполняется, выявлены многочисленные способы его нарушения. Кроме того, блокирование переписки конкретного пользователя не лишает его возможности тут же создать новый аккаунт и продолжить переписку".