Новости по теме

Профильные комитеты поддержали законопроекты о борьбе с противоправной информацией в соцсетях

Поправки Боярского и Альшевских готовы к рассмотрению в первом чтении.


10 апреля 2018 года комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал принять в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети)", внесенный депутатами Сергеем Боярским и Андреем Альшевских ("Единая Россия"). В свою очередь, комитет по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять связанный законопроект о внесении изменений в КоАП. Первое чтение намечено на 12 апреля.

Поправки Боярского и Альшевских, внесенные в Госдуму в 2017 году и в апреле 2018 года переработанные, обязывают владельцев "публичных сетей" (которые в тексте определены столь широко, что под ними можно понимать не только соцсети, но и мессенджеры и сервисы электронной почты), насчитывающих более ста тысяч пользователей в России, создать в стране представительство, принимать жалобы на недопустимый контент и предоставлять Роскомнадзору доступ к ним. Депутаты хотят, чтобы сети в течение суток удаляли информацию, явно направленную на пропаганду войны, разжигание ненависти и вражды и другую информацию, за распространение которой предусмотрена ответственность. Более того, предлагается запретить использование "публичных сетей" "в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, а также распространения информации с нарушением законодательства Российской Федерации", а также в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения тайны, распространения оправдывающих терроризм материалов, экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и даже материалов, содержащих нецензурную брань. Кроме того, от таких сетей потребуют соблюдать ограничения, предусмотренные избирательным законодательством России. При этом требовать удаления противозаконной информации сможет и сам Роскомнадзор - по собственной инициативе либо по запросу иных государственных органов. Если владелец сети не согласится с таким запросом государственного органа, Роскомнадзор должен будет инициировать блокировку спорной информации. В случае, если суд установит, что владелец сети не исполнил требования дважды, блокировке подлежит вся "публичная сеть".

В КоАП депутаты предлагают дополнить частью 4 статью 13.31. Соответствующий законопроект был внесен в 2017 году и пока не подвергся переработке, в связи с чем правовое управление Госдумы дало на него критический отзыв, указав, в частности, на неопределенно сформулированную диспозицию, ее несоответствие смыслу ст. 13.31 в целом, и необоснованно высокие штрафы.

С нашей точки зрения, поправки Боярского и Альшевских предполагают тотальное расширение внесудебного механизма блокировки информации в интернете, налагают на владельцев "публичных сетей" обязанность выполнять судебные функции и фактически направлены на осуществление государственной цензуры их руками. Подробнее об этом см. здесь.

Ссылки на данную статью [2]