Новости по теме

В Госдуму поступила новая редакция законопроекта о борьбе с противоправной информацией в соцсетях

Требования депутатов Боярского и Альшевских к владельцам интернет-сервисов значительно расширились.

3 апреля 2018 года депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских ("Единая Россия") внесли в Госдуму новую редакцию законопроекта № 223849-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети)", который предусматривает возложение на владельцев интернет-сервисов обязанностей по удалению противоправного и даже недостоверного контента.

Теперь авторы законопроекта предлагают дополнить федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" статьей 106 ("Особенности распространения информации в публичной сети"). 

В законодательство предполагается ввести новое понятие: "владелец публичной сети" (в предыдущей версии говорилось о социальных сетях). Таковым должен считаться "организатор распространения информации в сети «Интернет», обеспечивающий функционирование информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются пользователями сети «Интернет», прошедшими идентификацию в таких системах и (или) программах, для размещения электронных сообщений в форме письменного текста, голосовой информации, изображений, звуков, видео- или иных формах, предназначенных для лиц, также прошедших идентификацию в данной системе и (или) программе, а также для обмена электронными сообщениями". Таким образом, следует предположить, что под "публичными сетями" подразумеваются не только соцсети, видео- и фотохостинги, но и, скажем, мессенджеры и почтовые сервисы.

Согласно тексту поправок, владельцы публичных сетей, насчитывающих более ста тысяч пользователей из России (а не двух миллионов, как в предыдущей версии законопроекта), должны создать на российской территории представительство. Они должны осуществлять идентификацию пользователей, размещающих сообщения на страницах их сетей по абонентскому номеру оператора мобильной связи.

Предлагается также обязать владельцев публичных сетей обеспечивать круглосуточную работу по приему жалоб на недопустимый контент, которые должны подаваться по электронной почте (а не через специальную электронную форму, как предлагалось ранее) и по первому требованию передаваться Роскомнадзору.

Как и в предыдущей версии законопроекта, Боярский и Альшевских хотят обязать владельцев публичных сетей "ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя публичной сети распространяемую в ней информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, и иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в течение 24 часов с момента получения указанного заявления". Формулировка, относившаяся к недостоверной информации, впрочем, расширилась. Согласно прежнему варианту речь шла об обязанности удалять "недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию", теперь – об обязанности "не допускать использование публичной сети в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, а также распространения информации с нарушением законодательства Российской Федерации".

Аппетиты депутатов вообще значительно возросли. Теперь в законопроекте также говорится о том, что владельцы должны "не допускать использование публичной сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань", а также "соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах".

Функции контроля над деятельностью публичных сетей предполагается поручить Роскомнадзору. Он должен вести специальный реестр, куда включаются владельцы сетей.

Если ведомство обнаруживает в публичной сети информацию, распространяемую с нарушением законодательства РФ, или выявляет иные нарушения публичной сетью установленных правил, оно направляет владельцу сети требование о принятии в течение суток мер по устранению нарушений.

Если информацию, распространяемую с нарушением законодательства, или факты фальсификации общественно значимых сведений или распространения недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений обнаруживают в публичной сети "иные уполномоченные государственные органы", они через специальную электронную форму направляют в Роскомнадзор требование принять меры по прекращению распространения и удалению такой информации, в том числе ее копий. Далее Роскомнадзор в течение 24 часов направляет соответствующее предписание владельцу публичной сети. Если же владелец мер не принимает, Роскомнадзор сам блокирует доступ к информации, указанной в требовании госорганов.

Если суд по делу о соответствующем административном правонарушении (очевидно, по статье КоАП, предусмотренной другим законопроектом Боярского и Альшевских) устанавливает факт повторного неисполнения владельцем публичной сети требований устранить нарушения законодательства, Роскомнадзор обращается в суд с иском о блокировке доступа к "информации в публичной сети". Отметим, что, очевидно, речь идет о блокировке доступа к публичной сети в целом. Впрочем, упомянутая выше выборочная блокировка со стороны Роскомнадзора для подавляющего большинства сетей все равно невозможна, так как почти все сервисы, о которых идет речь, основаны на протоколе https.

Нарушение владельцем публичной сети описанных выше правил распространения информации влечет за собой "административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Владелец публичной сети освобождается от ответственности, "если он не являлся инициатором такого размещения и в течение суток после получения соответствующего обращения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан или организаций принял меры по ее удалению".

Положение из предыдущего варианта законопроекта, обязывающее владельцев сетей хранить удаленную информацию на серверах операторов сетей в течение трех месяцев и ежеквартально отчитываться перед Роскомнадзором о рассмотрении заявлений пользователей, в новой версии отсутствует, однако говорится о том, что порядок взаимодействия Роскомнадзора "с оператором связи, владельцем публичной сети, а также порядок ограничения и возобновления доступа к публичной сети и порядок информирования о таком ограничении" устанавливаются правительством.

С нашей точки зрения, законопроект Боярского и Альшевских предполагает тотальное расширение внесудебного механизма блокировки информации в интернете. Фактически под угрозой блокировки и судебного преследования на владельцев так называемых "публичных сетей" налагается обязанность выполнять судебные функции в отношении распространяемой гражданами информации, оценивая ее на предмет соответствия российскому законодательству и даже на предмет достоверности. Фактически законопроект направлен на осуществление государственной цензуры руками владельцев интернет-сервисов. Отметим также, что если под публичными сетями имеются в виду также мессенджеры и почтовые сервисы – а определение в законопроекте создает именно такое впечатление, – то речь идет и о цензурировании личной переписки пользователей.

Ссылки на данную статью [10]