Новости по теме

Правительство внесло в Госдуму законопроект, расширяющий полномочия ФСБ

24 апреля 2010 года правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект, предлагающий внести дополнения в ФЗ "О Федеральной службе безопасности" и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Эти изменения, по мнению разработчиков, должны способствовать профилактике преступлений, совершаемых "из экстремистско-националистических побуждений".

Речь идет о дополнении ст. 13 ФЗ "О Федеральной службе безопасности" пунктом г-2, в котором говорится о том, что ФСБ будет иметь возможность объявлять физическому лицу предостережение "о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности".

Из "экстремистских" статей к ведению ФСБ относится ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).

Кроме того, предлагается внести в этот же федеральный закон статью 13.1, оговаривающую порядок применения не только этой новой меры, но и уже имеющейся в законе аналогичной меры в отношении юридических лиц (п. "л" ст. 13 ФЗ "О Федеральной службе безопасности", позволяющий ФСБ вносить обязательные для исполнения представления "об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности").

В кратком пересказе ст. 13.1 содержит следующие положения:

- вынесенное юридическому лицу представление, а физическому лицу — предостережение, может быть опубликовано в СМИ без согласия этого лица,
- вынесенное представление или предостережение обязательны для исполнения,
- в случае невыполнения требований, юридическое лицо или физическое лицо могут быть привлечены к ответственности, установленной законодательством РФ.

Законопроект также предполагает внесение дополнений в ст. 19.3 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы). А именно, предполагается добавление части 4 следующего содержания:

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


По нашему мнению, законопроект имеет большой потенциал для расширения практики произвола и неправомерного применения законодательства. Наши замечания сводятся к следующему:

1. Нам не кажется целесообразным наделять следственный орган полномочиями выносить предостережения. Предупреждения, предостережения и представления обычно выносит надзорный орган — прокуратура. Милиция и Следственный комитет этого не делают.

2. В законопроекте не предусмотрена возможность обращения граждан и юридических лиц в суд с целью оспорить вынесенные им предостережения и представления. В сочетании с административной ответственностью за невыполнение предписаний ФСБ это приведет к потоку неправомерных репрессий.

3. В законопроекте говорится о том, что ответственность за невыполнение требований, изложенных в предостережениях или представлениях, оговорена законодательством РФ, но не указано, каким именно. Возможно, речь идет о той самой статье КоАП, в которую предлагается внести изменения, но в таком случае ее формулировка недостаточно точна: следует ли понимать предостережение или представление (см. выше) как "распоряжение или требование"?

4. Норма о публикации предостережений и представлений без согласия тех, кому они вынесены, кажется нам полностью излишней. Если добросовестные граждане или юридические лица получают предостережение или представление, они должны, по всей видимости, устранить возможные нарушения, и таким образом, нет и предмета для публикации. Если же было совершено что-то противозаконное, несмотря на предостережения и представления, необходимо начать обычное административное или уголовное преследование, которое также не предполагает никаких публикаций до суда. В настоящем виде, эта норма выглядит как инструмент публичного запугивания и травли.

Ссылки на данную статью [8]