Патриарх и Папа: без ненужной эйфории

Религиовед, обозреватель «Независимой газеты» Станислав Минин прокомментировал для Центра «Сова» итоги состоявшейся 12 февраля в Гаване встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска. 

Последствием встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла может стать… еще одна встреча. Собственно, сам Кирилл заявил об этом уже в аэропорту Гаваны. Не нужно думать, что регулярные встречи – это мало, даже если они сводятся к общим декларациям и обмену подарками и поцелуями. Это означает, что католик для Святой Руси сейчас не интервент и прозелит, не агент западного влияния, а свой среди чужих, то есть среди либеральных европейцев, отринувших Бога.

В западной прессе, в том числе и в католической, обозреватели и колумнисты призывают не поддаваться эйфории по поводу исторической встречи. Эйфории и не наблюдается. У Русской Православной Церкви, как у любого участника политического процесса и группы влияния, есть свои интересы, но вместе с тем есть и чувство конъюнктуры, и инстинкты, которые никуда не ушли за постсоветские 25 лет. РПЦ, оставаясь независимой, тем не менее, охотно встраивается в политический курс правящей элиты. Если власть ищет союзников на Западе, то Церковь готова помочь, обнулив претензии к тому же Ватикану. На Западе это хорошо понимают и пишут об этом.

Примечательно, что в ультраконсервативных кругах – как в РПЦ, так и в Католической Церкви – Кирилла и Франциска считают «либералами». Кирилла еще в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским называли чуть ли не криптокатоликом, а от Франциска ждут, что он вот-вот разрешит венчать геев и лесбиянок, а браки, заключенные в церкви, будут расторгаться в режиме конвейера. Подписанная предстоятелями двух Церквей декларация может им в этом плане помочь. Кирилл предстает лидером, добившимся от католиков серьезных уступок, в частности, официального отвержения идеи унии. Франциск же вступил в близкие отношения с довольно консервативной силой, однозначно выступающей против тех же однополых союзов (что и отражено в тексте декларации).

Вместе с тем, для Франциска встреча с Кириллом – хороший повод еще раз почувствовать, что время, когда он был всеобщим любимцев католиков, прошло. Его критикуют украинские униаты, они заявляют, что «их предали», имея в виду нежелание Рима осудить «российскую агрессию» в Украине. Папа занимается политикой, хочет он того или нет. Занимаясь политикой, он не может нравиться всем.

Патриарх Кирилл же наверняка имел в виду предстоящий Всеправославный собор. Отношения Москвы и Константинополя в последние годы куда сложнее, чем отношения Москвы и Рима. Патриарх Варфоломей претендует на статус «православного Папы», Москве эти претензии, естественно, не нравятся. Встреча с Франциском означает медийное уравнивание Патриарха Кирилла с Варфоломеем, а медийное сегодня – это все равно, что реальное.
Ссылки на данную статью [4]