Новости по теме

ПЦ "Мемориал" представил заключение на проекты новых КоАП и ПрКоАП

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РОО Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента РОО Центр «Сова».
Правозащитный центр "Мемориал" направил в Минюст и опубликовал заключение на проекты нового Кодекса об административных правонарушениях и Процессуального кодекса об административных правонарушениях со своими предложениями относительно изменения ряда содержащихся в них норм. 

2 марта 2020 года стало известно, что Правозащитный центр "Мемориал" направил в Министерство юстиции РФ заключение на проекты нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуального кодекса об административных правонарушениях (ПрКоАП). В заключении приведены предложения юристов "Мемориала" о внесении изменений в ряд статей обоих кодексов. Среди них нормы, относящиеся к сфере интересов Центра "Сова", в том числе и те, о недостатках которых мы неоднократно говорили.

Так, "Мемориал" предлагает изменить диспозицию ст. 39.4 (ст. 20.3.1 действующего КоАП) о возбуждении ненависти и унижении достоинства, исключив из нее термин "социальная группа" как чрезвычайно широкий и не соответствующей цели статьи защищать уязвимые группы. Предлагается изложить статью в формулировке: “действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, возраста, состояния здоровья, сексуальной ориентации или гендерной идентичности, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационнотелекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния”.

ПЦ "Мемориал" выступает и за внесение изменений в ст. 39.5 (ст. 20.3 нынешнего КоАП) о демонстрировании запрещенной символики. Несмотря на то, что статья дополнена примечанием о том, что демонстрирование нацистской символики или символики организаций, признанных экстремистскими, допускается при условии отсутствия пропаганды соответствующей идеологии и формирования негативного отношения к ней, формулировка статьи, как справедливо отмечает "Мемориал", остается чрезвычайно широкой и по-прежнему допускает возможность привлечения к ответственности за деяние, не являющееся общественно вредным. Так, "чтобы продемонстрировать фотографию времен Второй мировой войны, на которой будет изображение свастики, необходимо обязательно сопроводить такую фотографию выражением негативного отношения к нацизму"; "просто опубликовать фотографию без подписи будет нельзя", "поэтому такие дела, как например, дело Полины Петрусевой, будут и дальше возможны", полагает правозащитный центр. "Мемориал" предлагает изложить примечание к ст. 39.5 проекта КоАП в следующей редакции: "Положения настоящей статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, при которых не формируется позитивного отношения к идеологии экстремизма, в том числе нацизма, и отсутствуют признаки пропаганды, или оправдания экстремистской идеологии, в том числе нацистской".

Относительно ст. 39.3 (соответствующей нынешней ст. 20.29 КоАП), запрещающей распространение экстремистских материалов, "Мемориал" справедливо отмечает, что "в настоящее время российском законодательстве и правоприменительной практике существует целый ряд проблем, связанных с процедурой и практикой признания тех или иных материалов экстремистскими, а также со сложностью получения информации о том, какие именно материалы признаны экстремистскими", а "полноценное решение данных проблем требует внесения изменений в целый ряд нормативно-правовых актов". Однако улучшить ситуацию можно и при принятии нового кодекса. Так, санкция статьи предусматривает, среди прочего, возможность конфискации использованного для производства экстремистских материалов оборудования юридического лица или индивидуального предпринимателя, что может означать для наказанного потерю всех средств производства, а такое наказание "совершенно непропорционально".  Поэтому "Мемориал" предлагает исключить их предусмотренных статьей санкций конфискацию оборудования.

ПЦ "Мемориал" обращает внимание и на особенности ч. 4 статьи 6.4 (чч. 4 и 5 статьи 5.26 действующего КоАП), которой предусмотрена ответственность за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. По мнению юристов организации, "в совокупности приведенные нормы создают регулирование, которое позволяет привлекать к ответственности физических лиц, распространяющих (как от имени религиозных объединений, так и без отнесения себя к какому-либо религиозному объединению) информацию о своих религиозных убеждениях на основании того, что у них нет выданного религиозным объединением документа подтверждающего соответствующие полномочия", а "такие меры представляются непропорциональным ограничением свободы совести".

"Мемориал" предлагает внести в статью примечание о том, что положения ее части 4 не распространяются на физических лиц, распространяющих информацию о своих религиозные убеждениях, если такие действия не нанесли ущерба правам и законным интересам других лиц. Во избежание дискриминационности правоприменения предлагается предусмотреть одинаковую ответственность за совершение предусмотренного ч. 4 ст. 6.4 правонарушения для граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. А во избежание непропорциональных санкций "Мемориал" рекомендует исключить нижний порог санкции, предусмотренной за совершение соответствующего правонарушения физическими лицами, и предусмотреть возможность назначения им административного наказания в виде предупреждения.

"Мемориал" указывает на размах применения в России такой административной меры как выдворение из страны и на то, что эта мера применяется и в случае правонарушений, не представляющих значительной общественной опасности. В связи с этим, предлагается среди прочего определить конкретный перечень нарушений правил пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории России, которые могут привести к административному выдворению, дифференцировать этот перечень в соответствии со степенью тяжести и общественной опасности, уточнить, что административное выдворение может применяться только в случае наиболее тяжких и общественно опасных правонарушений.