Участники Всемирного русского народного собора объявили ошибкой политику мультикультурализма, дали определение русской идентичности и призвали закрепить роль русского народа как государствообразующего.
11 ноября 2014 года был принят итоговый документ XVIII Всемирного русского народного собора. В нем, в частности, говорится об угрозах государственному единству России.
Такую угрозу авторы документа усматривают в том, что «без какой-либо фактологической основы конструируются некие квазиэтносы ("поморский", "сибирский" и тому подобные), псевдоисторические концепты, раскалывающие русских, противопоставляющие их друг другу. Причины этих явлений следует искать не только в активности зарубежных центров и фондов, но и в ослаблении русского самосознания, русской идентичности».
Подобные процессы участники ВРНС считают следствием ошибок, «которые имели место в национальной политике, находившейся под влиянием идей мультикультурализма»: «Отсутствие возможностей для полноценного этнокультурного развития русских, табуирование самого слова "русский" в официальной риторике и государственном документообороте, неуместное противопоставление русской национальной и российской общегражданской идентичности привели к негативным последствиям».
Чтобы ликвидировать эти последствия, авторы документа предлагают «соединить все самое лучшее и ценное из различных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской Империи, социальных императивов солидарности и равенства, провозглашенных в советском обществе, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную идеологическую модель можно описать формулой "вера - справедливость - достоинство - солидарность - державность"».
Другой полезной мерой ВРНС считает «нормативное закрепление статуса русского народа как государствообразующего, памятуя, что вокруг него сформировалась вся семья народов России».
Результатом этих мер авторы документа видят «сильную властную вертикаль с опорой на высшую правду, с поддержкой семьи и религиозных институтов, с широкими социальными гарантиями, с соблюдением прав и свобод граждан».
Кроме того, собор принял «Декларацию русской идентичности», где дал определение такой идентичности: «Русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
Отметив, что «значительное число русских стало неверующими», авторы декларации тем не менее уверены, что «утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты».
Напомним, патриарх Кирилл, выступая на соборе, призвал учитывать потребности русского народа как «важнейшего субъекта национальных отношений в России».