Новости по теме

Кампания в СМИ против преподавателя вуза – последователя С. Нурси

После того, как 12 октября 2011 года Следственный комитет России по Новосибирской области возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) против двоих жителей Новосибирска – Ильхома Меражова и Камиля Одилова, – в центральных и региональных СМИ развернулась широкая кампания по дискредитации одного из них – доцента кафедры математики Сибирского университета потребительской кооперации и известного исламского общественного деятеля Ильхома Меражова. Публикации выставляют И. Меражова религиозным экстремистом и очевидным образом унижают его честь и достоинство.

Началась кампания с публикации заметок в новосибирских выпусках газет "Коммерсантъ" и "Комсомольская правда" от 14 октября 2011 года. Затем последовал перерыв – и 24 октября 2011 года, после того, как сайт IslamNews обнародовал письмо И. Меражова к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с просьбой о защите от несправедливых обвинений, кампания началась с новой силой.

В этот раз информация о "доценте-экстремисте", который, возможно, "пытался распространять учение среди своих студентов", появилась не только в федеральном выпуске "Комсомольской правды", газете "Труд" и на популярном сайте Правда.ру и др., но и многократно звучала в течение 25 октября 2011 года в новостных выпусках "Первого канала" и "Вестей" (а транскрипты сообщений доступны на сайте каналов; так, только на "Первом канале" уголовному делу против И. Меражова посвящено четыре новости).

Все тексты газетных заметок и новостей восходят к одному источнику, вероятно, пресс-релизу СКР по Новосибирской области, и различаются лишь степенью творческого подхода журналистов. "Нурджулар" называется "запрещенной сектой" и "экстремистской организацией", а уголовное дело – "делом исламских сектантов". Сообщается, что "еще в 2002 году директор ФСБ Николай Патрушев объявил, что секту уличили в шпионаже".

Его последователи "формировали группы населения с позитивным восприятием смерти" и "вербуют в свои ряды молодых людей, обучают в тайных ячейках, подвергают жёсткому религиозному и психологическому прессингу".

Все материалы (за исключением заметки в "Коммерсанте", выглядящей наиболее взвешенно) направлены персонально против И. Меражова, единственного человека, названного по имени, и создается впечатление, что они призваны создать его негативный образ.

Разумеется, "вместе с напарником он распространял запрещенную литературу, вербовал новых адептов". Задержан он был «на конспиративной квартире". А "несколько лет назад доцента уже ловили с поличным, но до серьезного наказания дело не дошло. Меражова тогда уволили из вуза, но тот через суд добился восстановления на работе".

На свое обращение к Президенту РФ И. Меражов пока не получил ответа.

Напомним, мы не считаем правомерным ни запрет книг Саида Нурси, ни запрет "Нурджулар". Мы неоднократно отмечали, что нет никаких сведений о причастности российских последователей Нурси к какой-либо насильственной деятельности.  Кроме того, показательно, что в самой Турции, против властей которой резко выступал Нурси, его труды не запрещены.