Новости по теме

Представители религиозных организаций и депутаты Государственной Думы обсудили вопросы законодательства

28 января в Государственной думе в рамках Парламентских встреч («Рождественские чтения») прошел круглый стол на тему «Совершенствование законодательства о религиозных организациях». Мы публикуем репортаж Светланы Солодовник.  

Начали с того, что глава Комитета Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов подвел итоги прошлого года, оказавшегося, как он сказал, весьма богатым на законодательные инициативы, способствующие деятельности различных религиозных организаций. Затем последовал краткий перечень сделанного.

В связи с тем, что в действие вступил новый Гражданский кодекс, религиозные организации были выведены из-под некоторых его статей, что теперь дает им возможность полноценно функционировать и не сталкиваться с проблемами.

Был продлен срок перерегистрации для религиозных организаций Крыма.

Приняты поправки, которые упрощают работу священнослужителей в местах принудительного содержания. (Адвокат, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев прокомментировал для Центра «СОВА» эти поправки).

Заработали поправки, уточняющие понятие «религиозная группа». Теперь религиозные группы должны регистрироваться в Министерстве юстиции, что дает возможность контроля за ними, а также понимание, сколько таких групп существует, чем они занимаются, кто в них входит и не прикрываются ли этой благовидной формой противоправные течения. («СОВА» опубликовала подготовленный экспертом центра, председателем правления Гильдии экспертов по религии и праву Инной Загребиной юридический анализ этих поправок.)

Религиозные организации, которые финансируются только из внутренних источников, были отделены от тех, которые финансируются и из внутренних, и из внешних - и для них установлены разные правила контроля со стороны Министерства юстиции. Законодательное регулирование придало процессу большую прозрачность и открытость, одновременно усилен контроль за теми структурами, которые получают внешнее финансирование. (Эксперты Центра «СОВА» негативно оценивают данный законопроект.)

Поскольку все мы недавно были свидетелями скандала, когда отдельные цитаты из Корана были признаны одним из судов экстремистскими, комитет оперативно собрался, и представители всех традиционных конфессий выразили уверенность в том, что в законодательстве должны появиться нормы, которые защищают священные тексты. Предложение президента так же оперативно было рассмотрено - и в законодательстве появилась норма, которая запрещает анализировать на предмет экстремизма такие священные тексты, как Библия, Коран, Танах и Ганджур, а также цитаты из них. (Эксперты «СОВЫ» считают закон бесполезным. Подробности смотри здесь.)

Государственная дума приняла в первом чтении проект закона, связанный с предоставлением возможности такой форме некоммерческих организаций, как фонды, заниматься управлением имуществом религиозных организаций в том случае, если учредителем этого фонда является либо представитель, либо сама религиозная организация. Кроме того, запрещается досудебный снос имущества религиозного назначения в рамках административного производства. Вносятся определенные коррективы, которые не позволяют распоряжаться имуществом религиозного назначения без согласования с руководством централизованной религиозной организации. (Доктор философских наук, член экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Шахов прокомментировал для Центра «СОВА» внесенный в Госдуму законопроект. Он считает, что закон еще более ужесточает контроль централизованных религиозных организаций над имуществом местных религиозных организаций.)

Таким образом, завершил свое выступление Ярослав Нилов, у государства на сегодняшний день есть понимание того, как должны развиваться государственно-церковные отношения, то есть генеральная линия определена. Корректировки вносятся в зависимости от того, какие появляются проблемы и новые вызовы. Диалог, который сложился, нужно развивать и укреплять, подчеркнул он. Дума, с одной стороны, является площадкой, которая позволяет развивать этот диалог, с другой — продолжит выступать неким катализатором для ускорения некоторых процессов.

Отметив, что совершенствование законодательства — одна из форм этого диалога, Ярослав Нилов призвал участников круглого стола высказывать свои предложения.

Выступавшая следом за Ниловым руководитель юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега отметила, что практика выведения религиозных организаций из-под общих норм ГК наметилась еще в 2014 году, поскольку религиозные организации должны осуществлять свою деятельность в соответствии с собственной иерархической структурой и государство не может диктовать порядок назначения и замены религиозного персонала, а также прочие правила. Ксения Чернега более подробно остановилась на некоторых законодательных инициативах.

В 2015 году была скорректирована норма, согласно которой некоммерческая организация, приносящая доход, должна иметь имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью. Церковь выступила за то, чтобы действие статьи 50 ГК не распространялось на религиозные организации, поскольку это требование препятствовало деятельности, прежде всего, сельских приходов, которые, как правило, не имеют в собственности имущества, а на банковских счетах не имеют денежных средств.

Чрезвычайно важным, отметила матушка Ксения, является и вывод религиозных организаций из-под действия статьи 53.1 ГК, которая позволяет учредителям юридического лица требовать возмещения убытков, причиненных юридическому лицу, от руководителя юридического лица, от членов коллегиального органа управления юридического лица. Применение такой статьи к религиозным организациям провоцировало конфликты: на приходском уровне могли возникнуть ситуации, когда настоятель по указанию архиерея, скажем, передает дополнительный приходской храм в пользование другого прихода, а учредитель прихода подает в суд иск, что такими действиями настоятеля причинен ущерб приходу. Отмена этой нормы для религиозных организаций помогает избежать подобных ситуаций. (Практика применения данных норм на сегодняшний день еще не сложилась — «СОВА».)

Ксения Чернега выразила удовлетворение введением новых правил контроля за деятельностью религиозных организаций. Ст. 32 закона «О некоммерческих организация» ранее требовала от всех религиозных организаций, имеющих в течение года поступления более 3 млн рублей, сдавать отчетность в органы юстиции. Причем в отчетах должны были содержаться сведения об общей сумме расходов за год. С принятием нового закона перед органами юстиции должны отчитываться только те религиозные организации, которые финансируются из-за рубежа, остальные освобождены от этой обязанности. Новые требования существенным образом ограничивают право органов юстиции проверять финансово-хозяйственную деятельность любой религиозной организации и запрашивать финансовую документацию в ходе таких проверок: они могут проверять финансово-хозяйственную деятельность только тех религиозных организаций, которые имеют зарубежное финансирование. А также тех, в отношении которых из государственных органов поступила информация о нарушении законодательства либо осуществлении деятельности, отмеченной признаками экстремизма и терроризма. (Комментарии Центра «СОВА» смотри здесь.)

Ст. 32 в старой версии предоставляла право органам юстиции запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций у большого количества различных инстанций, включая банки, Росфинмониторинг, налоговые службы и т.д. Сейчас перечень ограничен, из него, в частности, исключены банки. Органы юстиции не могут запрашивать в банках сведения о состоянии финансов той или иной религиозной организации, в частности приходов.

Матушка Ксения остановилась также на характеристике федерального закона № 261 от 13 июля 2015 года, который упразднил 15-летний срок как условие регистрации религиозной группы в качестве местной религиозной организации. Теперь они могут регистрироваться, получать права юридического лица (то есть открывать банковские счета, выступать от своего имени в гражданском обороте, в суде), что было предписано постановлением ЕСПЧ 2009 года. Однако в качестве компенсации в течение 10 лет не вправе учреждать собственные образовательные организации, выступать учредителями средств массовой информации, иметь при себе иностранные представительства, осуществлять богослужения в больницах, в тюрьмах, в детских домах, то есть длительное время будут ограничены в возможностях, которые имеют в своем распоряжении религиозные организации, входящие в структуры централизованных религиозных формирований. (По мнению экспертов «СОВЫ», закон ужесточает правовое регулирование деятельности религиозных групп.)

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», президент Межпарламентской ассамблеи православия Сергей Попов остановился на апрельских поправках в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые разрешили вопрос, многие годы вызывавший дискуссии — можно ли проводить богослужения в общеобразовательных учреждениях и если можно, то как. Теперь рамки установлены: богослужения можно проводить там, где это исторически сложилось («в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов», как сказано в законе — «СОВА»).

Одним из самых показательных законов 2015 года он считает решение Мосгордумы освободить религиозные организации от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

Попов призвал следовать этому примеру другие регионы (на что из зала последовала реплика, что закон о торговом сборе есть лишь в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - больше нигде). Также он посоветовал религиозным организациям активизировать процесс кадастровой оценки стоимости зданий и земельных участков, поскольку 2016 году станет переходным для налоговой системы России.

Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий попросил помощи в деле передачи старообрядцам храмов. Проблема в том, что многие из конфискованных в советские годы старообрядческих храмов в Москве, Подмосковье и по всей России в начале 1990-х были проданы и являются сейчас частной собственностью. В законе подробности передачи таких храмов никак не оговорены. «Сейчас мы пытаемся на самом высоком уровне их вернуть, но ничего не получается. Есть собственник, нам предлагают идти с ним судиться или платить деньги за эти храмы. При этом церковные здания зачастую используются новыми собственниками не по назначению», — подчеркнул митрополит. «Нам нужна какая-то помощь, чтобы мы не бодались через суды и не стояли с пикетами на улицах. Самим нам этот вопрос не решить, поэтому мы просим помощи у государства», — заявил первоиерарх РПСЦ.

Имам московской мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов остановился на двух проблемах. Первая связана с образованием. Ст. 19 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» разрешает вести образовательную деятельность лишь централизованным религиозным организациям на основании лицензии. Но в Москве так исторически сложилось, что основную просветительскую и образовательную деятельность ведут непосредственно сами мечети и местные религиозные организации. Местные религиозные организации, как правило, сталкиваются с проблемами при получении лицензии на образовательную деятельность. Кроме того, при малейших эксцессах мусульманские местные религиозные организации, в Москве их около 15-ти, подвергаются проверкам прокуратуры, любая просветительская деятельность воспринимается как запрещенная. Имам попросил комитет помощи в прохождении лицензирования и выработке более четких формулировок для определения просветительской деятельности, чтобы мечети не сталкивались с трудностями и могли в полную силу бороться с религиозным невежеством. 

Второй вопрос касался нарушений при производстве халяльной продукции. «Участились случаи, когда производители и продавцы используют надпись "Халяль", но при этом не подходят скрупулезно к вопросу соблюдения норм ислама. Получается, что люди употребляют продукт, далекий от этого понятия», — сказал Аляутдинов. Он привел случай с Царицынским мясокомбинатом, когда в мясной продукции нашли ДНК свинины. Производитель получил сертификат у международного центра стандартизации халяль Совета муфтиев России. Выявив столь грубое нарушение, Совет муфтиев расторг договор с производителем и лишил его сертификата. Однако производить обратился в другую организацию и с легкостью получил новый. Имам призвал парламентариев законодательно защитить стандарт «Халяль» от недобросовестных производителей, введя административную или иную ответственность для производителей во избежание нарушений.

Первый заместитель начальствующего епископа РОСХВЕ (пятидесятники) Константин Бендас, отметив, что российский закон «О свободе совести…» — один из самых демократичных, удобных и защищающих права верующих людей и религиозных объединений, предложил сделать его еще более удобным: внести дополнения в главу 4 закона о свободе совести «Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести». Сейчас уже есть исчерпывающий перечень оснований для внеплановых проверок, сказал он, но не учтено предложение, которое звучало на заседании экспертного совета комитета, — о необходимости утвержденного Министерством юстиции исчерпывающего перечня документов и информации о религиозной организации, которую органы юстиции имеют право запрашивать при проверке. Эта поправка не вошла в закон, и сегодня уже есть прецеденты, рассказал Бендас, когда при проверке пятидесятнической церкви, входящей в РОСХВЕ (последний случай был совсем недавно в Барнауле), потребовали перечень документов на четырех страницах. Епископ зачитал некоторые из пунктов перечня: сведения о физических лицах, входящих в состав организации; сведения о наличии и использовании имущества организации, находящегося в собственности, в аренде или ином праве; о соответствующих предложениях ревизионной комиссии; информация о структурных подразделениях организации, отделах, служениях, домашних группах, целях их деятельности, количественном составе и руководителях. Без необходимой детализации ответить на анкету просто невозможно, сказал Бендас и обратился к комитету с просьбой рассмотреть поправку еще раз.

Архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Дитрих Брауэр предложил отойди от подхода, принятого в США, где регистрируют все религиозные группы.Российское законодательство тоже допускает регистрацию самых разных религиозных групп, меж тем под видом религиозных организаций нередко скрываются псевдорелигиозные, псевдоцерковные образования. Некоторые из них выдают себя, в том числе, и за каноническую лютеранскую церковь. Это не только наносит урон репутации церкви, но и калечит души людей. Поэтому епископ считал бы правильным закрепить понятие «традиционные конфессии» законодательно и найти время для обсуждения этого вопроса еще раз. Тем самым защитив традиционные конфессии от посягательств на их доброе имя со стороны псевдоцерковных организаций, различных сект, разрушающих личность, а иногда даже доводящих людей до безумия и самоубийства. По мнению Брауэра, в этом смысле стоит обратить внимание на опыт Белоруссии, где закон разработан, исходя из признания исторического значения православия, католицизма, лютеранства, иудаизма, ислама в формировании духовных, культурных и государственных традиций народа, а также необходимости установления дополнительных гарантий защиты граждан от экспансии псевдорелигиозных сект.

Раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган предложил вспомнить не только о правах, но и об обязанностях религиозных объединений и организовать бесплатные столовые для нуждающихся. «Сейчас трудно, много бедных людей, но мало благотворительных столовых. Может, при каждой церкви, при каждой синагоге, при каждой мечети — пусть хоть маленькая, на 10, на 20 человек — сделать вот такую бесплатную столовую для тех, кто нуждается. Сделать нехитрую пищу, и люди будут благодарны», — сказал Зиновий Коган.

Депутат Государственной думы, представляющий Республику Татарстан, Ильдар Гильмутдинов призвал строго придерживаться новозакрепленного в законе «О свободе совести…» правила проводить богослужения в общеобразовательных учреждениях только там, где это исторически сложилось. Ему представляется глубоко неверным открыть всю образовательную систему для проведения религиозных обрядов. Он считает, что Татарстан не готов к такой ситуации. Также он выразил сожаление, что по-прежнему во многих регионах (Владивосток, Кострома, Иваново) строительство мечетей сталкивается с непреодолимыми трудностями, выделенную землю отнимают, дают новые участки, но и их через какое-то время отнимают. Гильмутдинов считает такую политику опасной, она лишь настраивает людей против власти.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана Рустам Батров считает важным сохранить светский характер российского государства и всячески укреплять позиции светскости в нашем обществе. Только на этой платформе в условиях многоконфессиональности и поликонфессиональности в нашей стране можно построить здоровое общество, подчеркнул он. На сегодняшний день его заботят три проблемы. Первая связана с ношением платков в школе. Мусульмане до сих пор сталкиваются с запретами на ношение платков. Сейчас этот вопрос отдали на откуп регионам, но в немусульманских регионах верующие очень часто сталкиваются с нарушением их фундаментальных прав. Не только в школе, но даже в высших учебных заведениях часто принимаются локальные акты, которые запрещают людям одеваться в соответствии с их представлениями о должном. Мы постоянно говорим о традиционных ценностях, заметил Батров, но преследуем тех девушек, которые пытаются в своей повседневной жизни эти самые ценности практиковать. Платки, на его взгляд, не наносят никакого урона светскости — оттого что девушка наденет платок, светский характер учебного заведения не нарушится. Тем более если уже и богослужения в некоторых местах можно проводить, а платок носить нельзя? — недоумевал Батров. Нам всем надо воспитывать в себе культуру взаимоуважения и терпимости к представителям других мировоззрений и религиозных традиций, сказал он.

Второй вопрос кажется ему скорее теоретическим, чем практическим, тем не менее, он считает нужным обратить внимание на латентные атавизмы религиозного исторического наследия в нынешнем светском законодательстве — это проблема выходного дня. Даже само название выходного дня говорит о религиозном прошлом — воскресенье. Для десятков миллионов российских мусульман это создает проблемы.

Третью проблему пока тоже рано решать в практическом ключе, но поднимать ее нужно, считает Батров, — это полигамные браки. Можно по-разному относиться к таким бракам, можно их осуждать или одобрять, но, в любом случае, государство не должно делать выбор за человека, сказал он. Сегодня по факту всему обществу навязывается прохристианская модель семьи, и это создает коллизии, от которых страдают все. Например, очень часто мусульмане живут в русских регионах и там тоже обзаводятся семьями, оставив первую семью на родине. Если такой человек умирает, то юридически вторая его жена никто, она абсолютно не защищена. То есть объективно, де-факто существуют некие общественные отношения, которые необходимо регулировать, а не закрывать на них глаза, убежден Рустам Батров.

Руководитель юридической службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Елена Зайчикова подняла проблему финансирования общеобразовательных организаций с религиозным компонентом. Государство не финансирует таким школам, как правило, частным, затраты на содержание здания и коммунальные услуги. Получается, что бремя образования для родителей, которые хотят воспитывать своих детей в вере, тяжелее, чем для родителей детей муниципальных школ. "У нас нет правовой конструкции, которая давала бы родителям возможность реализовать свои права, закрепленные в Конституции, и этот вопрос нужно решать", - подытожила Елена Зайчикова.