Клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве протоиерей Андрей Спиридонов считает, что исторически «монархия оптимальна для христианина», и сожалеет, что «в наше время классический образ монархического правления уже сто лет как сошел «на нет» в Европе и России, поэтому о монархии мы рассуждаем чисто теоретически».
И все-таки монархия, по мнению священника, для христианина более подходящая форма правления, «чем какая-нибудь демократия, которая декларирует ценность только земных институтов и земной власти, а вечными нравственными ценностями пренебрегает».
Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области и директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков тоже уверен, что «религиозные и политические убеждения не могут не находиться во взаимосвязи», и «разговоры о монархии нужно было начинать давно»: «Нам нужно говорить о том, какое управление нашей страной для нас идеальное в соответствии с целями и перспективами, которые страна себе обозначила. И если верующие говорят о таких перспективах более свободно, а о целях - более осознанно, - вполне возможно, они считают монархию наикратчайшим путем к ним».
Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ иерей Иван Воробьев тоже считает, что существует «определенная взаимосвязь политических взглядов и религиозных», а «приверженность монархическим взглядам для православных естественна и более близка», что объясняется «историческими реалиями»:
«Мы знаем, что при монархии в России православная вера была господствующей, а с крахом монархии пришла безбожная власть. И мы знаем, что всяческая демократия, которую пытаются сейчас строить, себя позиционирует как независимая от веры система – но очень часто, к сожалению, демократия как раз навязывает совершенно не близкие православному человеку принципы».
При этом священник признает, что православные - «очень разные», и «здравые люди понимают, что восстанавливать монархию в XXI веке не актуально».
Настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на иерей Игорь Шумилов убежден, что политика «строится на лукавстве, обмане. В религии всему этому нет места».
«На небе царство, да, - но это Царство Бога, это теократия (в прямом смысле: «власть Божья», а не власть религиозных деятелей). Вот я за такую теократию: думаю, это для верующего лучше всего», - признался священник, но напомнил слова патриарха Тихона, что «Церковь не связывает себя ни с каким образом правления».
С ним согласен главный редактор
официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии иерей Антоний
Скрынников. По его мнению, «спасение души человека не связано с его
политическими ожиданиями».
«Церковь не ставит своей задачей формирование у человека "правильных"
политических взглядов, вкусовых предпочтений, предпочтений в экономических
теориях. Кроме того, было бы странным, если бы мы требовали от православных
уроженцев, скажем, Америки, Канады или Голландии быть монархистами», - считает
он.
Благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии иерей Вячеслав Кочкин уверен, что «все попытки связать православное вероисповедание с какими бы то ни было политическими течениями напрасны»:
«Если религия становится
служанкой каких-то государственных или политических интересов, это обязательно
выливается в тот или иной вид экстремизма. За примерами далеко ходить не нужно
- у нас есть ИГИЛ, который считает себя мусульманским государством, но все
здравомыслящие мусульмане «открещиваются» от него.
Поэтому заявлять, что православный обязательно
будет монархистом или либералом, конечно, неправильно».
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, иерей Филипп Ильяшенко напомнил, что «цель жизни христианина - Царствие небесное, где едва ли будет монархия или демократия», и «не случайно Священные соборы, начиная от Поместных и кончая Вселенскими, неоднократно свидетельствовали: Церковь находится вне политики и не может заниматься ею».
При этом священника удивляет, когда «свою приверженность к православию отстаивают представители политических сил и организаций, занимавшихся богоборчеством, репрессиями духовенства. По крайней мере, до тех пор, пока эти репрессии и антирелигиозные компании не осудят наследники тех, кто их проводил».
К другим политическим течениям, не совместимым с христианскими ценностями, о. Филипп относит силы, связанные «с сообществами извращенцев»: «Эти люди, увы, совсем не толерантны, не снисходительны и агрессивны до крайности в навязывании своих мировоззрений и «этических норм». Мы видим, что добившись легализации своих «браков», права на усыновление детей (что нарушает права самого ребенка на нормальную семью, где есть отец и мать), они борются за снижение возраста согласия и легализацию инцеста. Это просто сатанизм».
Председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият) Мухаммад Рахимов считает, что возрождать монархию «нецелесообразно»: «Вот если будет лидер подобный Путину, я еще понимаю».
Священнослужитель отмечает, что верующие «вольны отдавать предпочтения тем или иным политическим взглядам», но «духовные деятели вне политики или выше ее, они не могут быть внутри политики»: «Я против того, чтобы духовные деятели участвовали в политической жизни».
Имам Тульской области Ришат Давыдов убежден, что «религия и политика все равно вместе, хотя по закону религия отделена от государства. Есть в этом польза для религии, а есть и вред».
В качестве такого вреда он упоминает «политическую провокацию» «Pussy Riot» или попытки оппозиционных партий заручиться поддержкой религиозных организаций. Однако «религия проповедует вечные ценности, а не выступает игроком в грязных политических играх и провокациях», - убежден имам.
По мнению председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввина Зиновия Когана, религиозные организации «нейтральны в политических взглядах» и поддерживают действующую Конституцию, «как и все граждане – что верующие, что неверующие».
Поскольку «каждый прихожанин - активный гражданин страны», политические взгляды у верующих могут быть разными. З.Коган допускает, что и «сторонники царской монархии могли бы занять определенную нишу в нашем обществе». Однако в целом «путь у нас один: совершенствовать законы и укреплять Россию».
Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр «Шалом»" Семен Лившиц напомнил, что «евреи поддерживают власть страны, на территории которой проживают – такое решение было принято еще в средние века. Если там установлен монархический строй, значит, его. Причем не просто поддерживают, но, если надо, и воюют на стороне своей страны».
При этом он уточнил, что не знает никого из российских раввинов, кто сегодня поддерживал бы монархию, и надеется, что в обозримом будущем действующая Конституция «останется неизменной».